Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Фредерик Бак. Дети спасут мир!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №48

Этому режиссеру отлично подходит одна детская характеристика - любимчик. Начнем с того, что наш герой сам любил детей - по большому счету всё его анимационное творчество посвящено детям. Он и сам как ребенок, очарованный красотой неба, солнца, речки, родных старых домиков... Утерянная красота доиндустриальной эпохи в его мультфильмах поражает воображение и заставляет рыдать того, у кого за окном - промышленный пейзаж. Фредерик Бак - любимчик различных экологических организаций (количество орденов и званий не поддается подсчету), а также кино- и мультфестивалей, включая известную Киноакадемию (две премии Оскар + две номинации + куча других фестивальных премий). Мне сложно представить, чтобы его мультфильмы кому-то не понравились. Да, в чем-то они наивные, где-то чересчур сентиментальные, но в том, что касается изображения глобальных проблем, Фредерик Бак абсолютно адекватен. Экологический фанатизм - это не про него. Наконец, это очень красивые мультики, с плавной живописной "картинкой", нарисованной любимыми карандашами. Не случайно Александр Петров - выдающийся "живописный" аниматор - называет его своим учителем.



Collapse )

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

"Детская анимация - яркая, зрелищная и оригинальная!" Интервью с аниматором Натальей Федоровой.

Публикация моих заметок о мастерах короткометражной анимации привела к тому, что ко мне обратились из детской анимационной студии с просьбой оказать информационную поддержку творческому проекту. Если просто разместить ссылки - вряд ли это даст эффект. Так у меня появилась идея сделать интервью с одним из авторов проекта - интересный текст, на мой взгляд, способен привлечь внимание к важным творческим начинаниям. Возможно, это интервью даст старт новой рубрике в моем блоге - интервью с интересными людьми, представляющими различные творческие проекты, связанные с кино и анимацией.

Наталья Федорова kidkadr - педагог, ведущий аниматор Школы кино и мультипликации "КидКАДР" (г. Новороссийск), а также психолог-реабилитолог. Сейчас студия с помощью краудфандинга ищет средства для создания цикла "10 мультфильмов, сделанных детьми для взрослых". Подробнее - на странице проекта на краудфандинговой платформе. Мультфильмы будут создаваться на основе детских рисунков, которые будут присылать со всей страны по почте и через Интернет. Аниматоры - дети-учащиеся студии "КидКАДР" и их преподаватели. Здесь мы можем убедиться в том, что дети действительно уже умеют делать мультики. С Натальей мы поговорили не только о проекте, но и об особенностях детской анимации, о современной российской анимации в целом. Получилось проблемное интервью, которое заинтересует всех, кто следит за текущим состоянием этой сферы деятельности.

- Начнем с серьезной темы. На данный момент ваша студия не смогла получить поддержки от государства. Хотя ваш проект вроде бы как раз привлекателен для властей, т.к. ставит перед собой правильные с точки зрения государства цели ("творческое развитие и нравственное воспитание детей" и т.д.). Как вы думаете, почему вам все-таки отказывают в финансовой поддержке? Существует ли у нас в целом проблема госфинансирования детской анимации?

- Этот факт для меня оказался некоторым откровением, как мне кажется, программы на будущее, а в частности перспективы культурного и творческого развития детей и подростков должны быть в приоритете, но на практике шансов быть услышанными нам не выпало. Такого рода социальные проекты имеют крайне мало возможностей быть успешными с финансовой точки зрения, а следовательно, нуждаются в поддержке. Нам трудно судить о том, как дело с государственной поддержкой детской анимации обстоит в целом по стране, но в нашем случае - это путь трудный и состоит он из собственных инициатив, личных финансов и частных кредитов, которые в полном объеме были вложены в развитие студии.

Хочется отдельно сказать, что подобная ситуация сложилась и с профессиональной анимацией. Большинство режиссеров, художников, мультипликаторов вынуждены заниматься всем подряд, чтобы обеспечить себя, в результате у них нет возможности и времени для того, чтобы работать над авторскими мультфильмами. Многие классные специалисты уезжают за рубеж, потому что там предоставляют лучшие условия для работы. А тем, кто остается, приходится замораживать свои проекты на неопределенный срок. В результате за последние годы во много раз сократилось количество интересных отечественных анимационных фильмов.


Преподаватели Школы "KidKADR", Наталья Федорова вверху справа.

Collapse )

Группа Вконтакте KidKADR
Проект на краудфандинговой платформе

Что круче: "Головоломка" Vs "Зверополис"

Сегодня мы будем наблюдать самую кровавую умилительную битву в истории рубрики - битву мимимишных мультяшек из психологического экшена "Головоломка" и комедийного детектива с элементами антиутопии "Зверополис". Эти два самых успешных, самых впечатляющих полнометражных мультфильма последних лет так и просятся в битву, ведь это больше чем сравнение сильных и слабых сторон двух фильмов - это супербитва брендов. Пиксар против Диснея! Две самые успешные анимационные студии 21 века. Пускай одна из них принадлежит другой - для массового зрителя это не имеет никакого значения. Имена режиссеров в данном случае нам неинтересны: кто это такие - Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен, Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш? Больше не будем упоминать их имена. Две огромные студии - словно прыгуны в высоту: как только один преодолевает планку, второй поднимает ее чуть выше и берет новую высоту. "Голомоломка" и "Зверополис" - две высочайшие высоты в мире анимации, но кто все-таки прыгнул выше?



"Inside out" и "Zootopia" закрепили важное изменение в подходе к созданию современной популярной анимации: теперь, чтобы сделать гиперуспешный мультфильм, необходимо ориентировать его в равной степени на детей и на взрослых. Неслучайно многие рецензенты отмечают, что тот или другой мультик - на самом деле для взрослых. Действительно, здесь и детям раздолье (множество ярких инфантильных персонажей, забавных ситуаций и различных прикольных фишек + продуманный до мелочей, поражающий воображение сеттинг, заставляющий воскликнуть "как же здорово придумано!"), а зрители постарше получат пищу для ума в виде "взрослых" социально-политических и психологических идей, которые обычный ребенок просто не поймет. Наконец, графика, развитию которой, кажется, нет пределов. Оба мультфильма - это еще и демонстрация последних достижений в сфере компьютерной 3D-графики. Даже опытные геймеры признаются, что ТАКОГО они еще не видели! Вот еще одна интрига битвы: кто на данный момент является лидером в этом аспекте - Пиксар или Дисней?

Напомню, что победитель битвы определяется с помощью рейтинга, который составляется на основе отзывов и рецензий киноблогеров "Живого журнала". Традиционно попробуем спрогнозировать исход битвы. В данном случае это сложная задача, ведь по основным показателям (средняя оценка фильма, количество оценок на Кинопоиске и IMDB) нет заметного перевеса в чью-либо сторону. Разве что на IMDB количество оценок у "Головоломки" намного выше, но со временем вышедший на год позже "Зверополис" должен догнать конкурента. По наградам сравнивать пока рано, да и бесмысленно: "Головоломка" в этом году предсказуемо получила "Оскара", а в следующем году с 99% вероятностью то же самое сделает и "Зверополис". В общем, фаворита определить невозможно, но, забегая вперед, скажу, что победитель в битве будет - с небольшим, но крепким отрывом.

Collapse )

Все выпуски.

Роман Качанов. "Добрый волшебник экрана"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №6

В этом цикле заметок главными героями становятся, как правило, представители авторской анимации, нестандартной, концептуальной, порой очень далекой от классических канонов. Роман Качанов в этом смысле - классик на 100%, но и Автором его назвать вполне можно. В его детских мультфильмах (за редким исключением) отсутствуют идеологическая нагрузка и занудное морализаторство. Благодаря гениальному "оживлению" кукольных и рисованных персонажей за счет незаметных деталей и психологических нюансов мультфильмы Качанова имели невероятный успех у детской аудитории, которая, по убеждению самого режиссера, остро чувствует ложь и подмену вечных ценностей идеологическими. Качанов с самого начала взял курс на честность с детьми, так что неудивительно, что самые известные его работы до сих пор востребованы и будут востребованы еще много поколений. Все знают Чебурашку и "Тайну третьей планеты" - это всё Качанов. Да, в его работах нет экспериментов, эпатажного абсурдизма или гипнотизирующего сюрреализма, что так привлекает любителей авторской анимации. Но достижения в русле традиционной анимации дают нам основание включить его в число самых выдающихся мастеров.

Р. А. Качанов - пример идеальной судьбы мультипликатора студии "Союзмультфильм". Карьера у талантливого художника (в детстве он рисовал плакаты и даже набивал наколки блатным) с самого начала пошла насыщенная: с середины 40-х до конца 50-х - работа с передовыми мастерами советской анимации в качестве ассистента и художника-мультипликатора; с начала 60-х - режиссер-мультипликатор, стабильно каждый год выпускающий по мультфильму; в начале 70-х - мегауспех с Чебурашкой; начало 80-х - еще один крупный успех с "Тайной третьей планеты", которую показывали в США и в других странах. Самый тяжелый этап в жизни Качанова - это, конечно же, война, в которой он участвовал как десантник. Во время войны увидел учебный американский видеоролик с анимационными вставками - этот эпизод и предопределил послевоенную профессию нашего героя.


В "Варежке" Качанов "снялся" в эпизодической роли - известно, что образ бульдога "срисован" с режиссера.

В мультипликации Романа Качанова нет единого стиля. Среди его шедевров есть и кукольные, и рисованные мультфильмы. Качанов - один из тех, кто повысил интерес зрителей-детей к кукольной анимации, которая всегда являлась чуть ли не второсортной в сравнении с динамичной, красочной рисованной. Куклы в мультиках часто выглядят неестественными, отталкивающими. Взрослый зритель может восхититься, например, экспериментами Иржи Трнки, но для ребенка такое зрелище - скорее стресс, чем удовольствие. Кукольные мультики Качанова, наоборот, получались "живыми", приятными и легкими для детского восприятия. Да что далеко ходить - возьмем Чебурашку, который полюбился детям по всему миру, стал символом "Союзмультфильма" и сочинской Олимпиады.




Я не буду рассказывать про самые известные творения Романа Абелевича, лучше остановлюсь на некоторых менее известных или подзабытых фильмах.

Collapse )

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Жестяной барабан (1979, Фолькер Шлёндорф)

Причудливый фильм, с обилием деталей, которые могут и повеселить, и удивить, вызвать недоумение или даже отвращение. Так или иначе, фильм позволяет под неожиданным углом взглянуть на историю развития фашизма в Германии с помощью ходячей метафоры - мальчика Оскара.



Оскра - ребенок и взрослый в одном теле, инфантильный и не по-детски жестокий одновременно. Оскар совершает абсурдные поступки, гротеск которых оборачивается ужасом. При этом многое остается непонятным в Оскаре и в фильме в целом. Кажется, "белые пятна" оставлены специально, авторы как будто намекают: не все события поддаются осмыслению, история фашизма иррациональна, насколько иррациональны неосозанные импульсы психически неуравновешенного ребенка.

На самом деле, Оскар является мальчиком лишь номинально. В первую очередь, это метафора, суть которой заключается в том, что в Оскаре проецируется фашистсткое мировоззрение, внутреннее мироощущение масс, которые двигали историю в те годы.

Collapse )

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №56

Аян ШАХМАЛИЕВА


Аян Шахмалиева



Аян Шахмалиева - режиссер очень серьезный. Даже при том, что "золотой фонд" режиссера составляют фильмы о детях. Самое веселое, что сняла Шахмалиева - дебютная короткометражка по "Денискиным рассказам". Детская тематика и далее ее интересовала, но раскрывала она ее очень по-взрослому. "Я никогда не был на кладбище. У нас еще никто не умирал", - говорит у нее герой-мальчик, как будто намекая, что вот сейчас начнется что-то страшное. Аян Гасановна - "ленфильмовский" режиссер, а атмосфера у "ленфильмовских" фильмов специфическая: вроде всё вокруг более-менее благополучно, но чувствуется что-то постапокалиптичное. Похожие настроения были у Динары Асановой - тоже "дитя Ленфильма".

Collapse )

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №19

Маргарита КАСЫМОВА


Маргарита Касымова



Маргарита Касымова родилась в Душанбе (тогда - Сталинабаде), закончила ВГИК, где была ученицей Довженко и училась вместе с Ларисой Шепитько, Отаром Иоселиани. Отклонив предложение остаться в Москве, она вернулась на родину и стала первой женщиной-режиссером в Таджикистане (есть мнение, что и во всей Средней Азии - похоже на правду). Маргарита Наимовна снимала много документального и игрового кино, детского и взрослого. Она, в основном, изображала различные явления таджикской культуры. Среди ее работ наверняка есть шедевры, которые сейчас хранятся где-нибудь в архивах, обреченные на забвение. Из фильмов М.Касымовой советского периода доступны только два, и они не поражают воображение.

Collapse )

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №2

Гюльбаниз АЗИМЗАДЕ


Гюльбаниз Азимзаде Гюльбаниз Азимзаде



Гюльбаниз Юсуфовна Азимзаде представляет азербайджанский кинематографи и, скорее всего, является единственной женщиной-режиссером в истории этой страны. Г.Азимзаде нельзя назвать сильным режиссером, но совершенно точно - добрым. Главные герои ее фильмов, будь то дети, взрослые или пожилые люди, - добрые, понимающие, компромиссные. Интонации гуманизма проходят через все ее работы без исключения. Можно догадаться, что Гюльбаниз Азимзаде очень любила детей, и детская тематика - основная для нее, что уже ценно: снимать фильмы про детей - задача деликатная.
Collapse )

Гюльбаниз Азимзаде - все-таки не мастер высшего уровня, разве что в родном Азербайджане она почитается как классик. Тем не менее Гюльбаниз Юсуфовна выдерживала неплохой средний уровень, и явных провалов у нее не было. Ну а за особое внимание к проблемам подросткового взросления отдельно можно ее похвалить.

"Детский мир" Трюффо

"Детская" тема не является ключевой для французского режиссера, но проходит сквозным мотивом через всё его творчество. Именно в "детских" фильмах Трюффо нагляднее всего отражены его душевные качества по отношению к своим актерами и героям : отеческая любовь, сопереживание, терпимость. Можно даже пожалеть, что Франсуа, любивший детей (и дети, уверен, его любили), снял так мало фильмов, посвященных школьникам, подросткам: из 21 работ - всего три (включая самый известный свой шедевр) + короткометражка. Эти фильмы двойне ценные: не только тем, затрагивают сложную тему для любого режиссера - проблемы подростковой жизни, но и тем, что сняты одни из самых значимых режиссеров европейского авторского кино.

Collapse )