altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

"Страх съесть душа" (Германия, 1974, Фассбиндер)

Главный герой - марроканский гастарбайтер Эль Хеди Бен Салем (совпадает с именем актера) - неплохо говорит по-немецки, но склонять немецкие глаголы еще не научился, поэтому его любимая фраза, выведенная в название фильма, звучит в русском переводе нарочито неграмотно.


В этом фильме, казалось бы, всё понятно: Фассбиндер показывает невероятную историю любви пожилой немецкой женщины и отсносительно молодого марроканца. На пути к полному утверждению своей любви друг к другу эта парочка проходит через все положенные испытания: общественное осуждение, ревность, временное расставание и борьба с болезнью у главного героя. В конце - хэппи-энд: влюбленные снова вместе, с устойчивым положением в обществе и материальным достатком. Сила духа и способность любить оказываются сильнее социальных предрассудков. Вот и весь смысл. Учитывая критическое отношение немецкого режиссера к определенным чертам характера своей нации, которые в свое время обусловили принятие и развития фашизма, мы можем также предположить, что Райнер Вернер наверняка заложил в своей фильм и антифашисткий, антитоталитарный подтекст. Но здесь мы пойдем по неверному пути.
Вряд ли такой крайне неординарный режиссер, как Фассбндер, стал бы снимать чисто социальную драму, с разоблачением национальных предрассудков. Тут все интереснее. РВФ вовсе не высмеивает общественные нормы и тем более не возвышает высокие душевные устремления отдельных людей, не вписывающихся в систему. Это всё ему мало того, что неинтересно, но и чуждо как режиссеру. Только подумайте: Фассбиндер и хэппи-энд - разве совместимые понятия? Надо плохо знать этого режиссера, чтобы наивно полагать, будто он показывает счастливую историю любви.
В то же время Фассбиндер не критикует и не обличает. Здесь больше, а именно - изощренное издевательство, с злобно-саркастической улыбкой на лице. Показывая нам эту историю, Фассбиндер однозначно имеет в виду: это невозможно и никогда не будет возможным. Воображать мы может все, что угодно, и бороться мы можем за любые идеалы. В любом случае - это никогда не будет возможным. Это своего рода утопия. Крайне пессимистичный и хитрый фильм Фассбиндера. Сам режиссер сыграл в фильме роль, которая и иллюстрирует данную позицию.

Сергей Кудрявцев:
"В фильме «Страх съесть душа» постановщик острее и безжалостнее обнажает среду, питательную для возникновения шовинизма и фашизма. Бездушное и бездуховное существование тесно связано со страхом и является основой для любой диктатуры, которая готова уничтожить прежде всего тех, кто посмел хоть как-то, даже внезапной страстью к мужчине младше по возрасту и другого цвета кожи, выделиться из толпы".

paranoid @ndroid:
"Самая поразительная сцена: море желтых стульев, которые отделают героев от глазеющих на них людей и, фактически, от всего мира".

Бригитте Мира

Эль Хеди Бен Салем

Райнер Вернер
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments