altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кен Рассел. Часть 2: Топ-10 самых безумных фильмов

Этот список предназначен в первую очередь для тех, кто любит нестандартное авторское кино. У Рассела есть несколько хороших фильмов, снятых в стиле, приближенному к классическому ("Влюбленные женщины", "Приятель", "Радуга", "Любовник леди Чаттерлей"), но говорить о них не так интересно. "Золотой фонд" Рассела – это "безумные биографии", о которых я рассказывал в первой части, и ряд эпатажных лент с очевидным влиянием постмодернизма. Ранжирование списка основано на известности и влиятельности фильмов, а также на моих личных ощущениях.

10. 1970 - Любители музыки / The Music Lovers
Поначалу этот фильм выглядит вполне классическим: первые сцены настраивают зрителя на то, что он увидит типичную драматичную историю-биографию о композиторе, о том, как он красиво перебирает клавиши рояля, сочиняя "Лебединое озеро". Но вскоре начинается безумство. То, что Чайковский имел нетрадиционную ориентацию, – факт известный. Ну имел и имел – главное, что музыку великую сочинял. Кен Рассел – истинный провокатор – зацепился именно за эту деталь и развернул на этой теме не только сюжет фильма, но и психологический портрет главного героя. То есть зритель, незнакомый с российской культурой, например, американец, страшно представить что может подумать о нашем великом композиторе! С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что Рассел всё выдумал. Фильм "Любители музыки" (или "Музыкальные любовники") скандален, прежде всего, для российского зрителя. Остальных могут шокировать некоторые другие сцены.

1970 - Любители музыки.jpg

9. 1980 - Другие ипостаси / Altered States
"Измененные состояния" – единственный опыт режиссера в жанре научной фантастики. Образно выражаясь, Рассел бесцеремонно вошел в этот жанр, навел там шороху и быстренько вышел. Многие относят этот фильм к неудачным – я так понимаю, из-за того, что он не вполне соответствует канонам sci-fi, но как можно ждать от Рассела соответствие каким-либо канонам? Кен выбрал роман писателя Чаефски, видимо, потому, что увидел в нем возможность шокировать аудиторию на волне актуальной темы экспериментов с сознанием. В фильме ученый использует психотерапевтическую методику, чтобы раскрыть тайны подсознания. Естественно, что-то пошло не так... Сейчас этот фильм может шокировать разве что очень восприимчивых зрителей. В фантастическом кино до и после "Других ипостасей" были истории побезумнее. Здесь безумен не столько сам фильм, сколько попытка режиссера воздействовать на зрителя эффектными сценами. Поэтому только девятое место.

1980 - Другие ипостаси.jpg

8. 1984 - Преступление на почве страсти / Crimes of Passion
В Голливуде Рассел пробует себя еще в одном жанре – психопатологической-эротической драмы – уходящего корнями в джалло. Этот жанр дает свободы режиссеру больше, чем научная фантастика. Заметно, что Кен чувствует себя в нем более комфортно. Ранее были ведь и "Дьяволы", где безумный гений Рассела развернулся на полную катушку (но об это позже). Режиссер разбрасывает по всему фильму сцены разной степени эпатажности, порой забывая о логичности действия – опять же влияние джалло. Проблема фильма в том, что снят он слишком поздно: сам жанр пережил уже лучшие времена, да и у Рассела в это время начинается творческий упадок.

1984 - Преступление на почве страсти.jpg

7. 1972 - Дикий мессия / Savage Messiah
Еще одна "безумная биография" про деятеля искусства. Импульсивный, спонтанный художник-скульптор Анри Годье спешит реализовать свой талант, как будто предчувствуя, что скоро погибнет на войне. Годье совершает ряд безумных поступков, включая связь с писательницей, которая на 20 лет старше его. Картины и скульптуры Годье, как отмечают знатоки, предвосхищают постмодернизм. Рассел, конечно, не мог пройти мимо такой биографии. Он показывает жизнь молодого художника ярко, откровенно, эпатажно и в то же время – с любовью (ведь безумие героя и безумие режиссера имеют одну природу).

1972 - Дикий мессия.JPG

6. 1966 - Айседора Дункан, величайшая танцовщица мира / Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World
Одна из первых "безумных биографий", снятая для телевидения. Дункан сама была в какой-то степени безумна, как и Есенин, который показан в фильме чересчур гротескно. Зрителю может показаться, что Рассел просто издевается над персонажами – признанными гениями искусства, делая акцент на их абсурдных и эпатажных поступках. С другой стороны, фактических искажений здесь не так уж и много. "Айседора Дункан" – на самом деле, недооцененный шедевр. Это выдающийся пример сочетания иронии и глубокого понимания вопроса (в данном случае, сущности танца). Как известно, Рассел увлекался танцами, и к методам Дункан он относился с большим уважением.

1966 - Айседора Дункан, величайшая танцовщица мира.JPG

5. 1986 - Готика / Gothic
Как уже отмечалось, во второй половине 80-х у Рассела начинается необратимый творческий упадок. Но важно отметить: упадок с точки зрения зрителей и критиков. У самого режиссера настоящее безумие, кажется, только начинается. К сожалению, гармонично соединять форму и содержания у него получается с большим трудом (например, в мини-сериале "Любовник леди Чаттерлей", в котором "правильность" кажется вымученной). Поэтому в поздних фильмах безумные идеи и фантазии окончательно захватывают власть, отправляя логичность и понятность сюжета на задний план. "Готика" – это смесь оккультизма, сновидений, наркотического бреда и аморальности. Действие по истине безумное. Но воспринимать это нелегко.

1986 - Готика.jpg

4. 2002 - Падение гниды Ашера / The Fall of the Louse of Usher
Низшая точка падения и одновременно высшая точка взлета Рассела. В первом случае речь идет о творческой адекватности, во втором – о безумстве фантазий. Честно скажу, я даже не пытался понять смысл этой интерпретации рассказов Эдгара По. Рассел снимал своё "Падение" (намеренная игра слов) для себя. Этот фильм нельзя было показывать широкому зрителю. Это своеобразный каминг-аут Рассела, который таким образом публично признался в своей психической неустойчивости, которая и прежде была очевидна.

2002 - Падение гниды Ашера.jpg

3. 1975 - Листомания / Lisztomania
Гротеск в этом фильме просто зашкаливает. Рассел смешивает казалось бы несочетаемые парадигмы: классическое искусство, современная рок-музыку, анархизм, карикатурность, мистика. Рихард Вагнер предстает в образе Гитлера и Дракулы в одном лице. В общем, постмодернизм в чистом виде! "Листомания" развивается быстро, непредсказуемо и не дает выдохнуть.

1975 - Листомания.JPG

2. 1975 - Томми / Tommy
Я специально не уточнял, но "Томми" наверняка упоминается в трудах о постмодернизме. Это уникальный для кино опыт сочетания условно "высокого" (классического) искусства и "низкого" массового (рок-музыки). В этом Расселу помог Пит Тауншенд из The Who, сочинивший рок-оперу "Томми". Режиссер создал на ее основе очень эффектный видеоряд, конечно же, не без эпатажных сцен. "В «Томми» поражают неистощимая выдумка, изобретательность и феерический, иллюзионистский, по-своему галлюцинаторский талант постановщика", – пишет kinanet. О том, какое впечатление производит фильм на людей, связанных с музыкой, читайте в истории fembot2.

1975 - Томми.jpg

1. 1971 - Дьяволы / The Devils
Самым безумным у Рассела оказался фильм о коллективном безумии, которое реально случилось в 17-м веке во Франции. Здесь сошли с ума решительно все! "Дьяволов" опасно показывать даже в наше время, учитывая религиозную восприимчивость многих зрителей. Правда, самая шокирующая сцена вырезана из фильма, но доступна на видеопорталах. Кен Рассел и Дерек Джармен, отвечавший за декорации, создали мир, пропитанный "аурой психоза и сексуальной неудовлетворенности".  В общем, этот фильм – серьезное испытание для психики кинолюбителя.

1971 - Дьяволы.JPG
Tags: Кен Рассел
Subscribe

Posts from This Journal “Кен Рассел” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments