altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Луис Бунюэль. ТОП-5 сюрреалистических фильмов

Как известно, Бунюэль – один из самых известных сюрреалистов в кино. Все мы имеем предоставление, как выглядит сюрреализм в живописи, а как он выглядит в кино? Конечно, в фильмах Луиса мы не увидим стекающих часов, странных конструкций из человеческих тел и прочих шокирующих образов. Бунюэль выражает в кино сюрреализм не в его визуальных формах, а в содержании. Сюрреалистам интересны, прежде всего, такие темы, как стирание грани между сном и реальностью, взаимодействие сознания и подсознания, подавленная сексуальность, абсурдность материального мира. Выразить в кино эти темы визуально вычурно вполне возможно (например, в триллере Хичкока "Завороженный" или в фильмах Ходоровски). Бунюэль же предпочитает скромный бытовой визуал и раскрывает содержание сюрреализма.

Луис Бунюэль.jpg

Хотя в начале было всё иначе, если вспомнить "Андалузского пса", в котором акцент сделан на шокирующее визуальное воздействие. Но это было давно, и в убеждениях Бунюэля с тех пор многое поменялось. "Андалузский пес" не попал в ТОП-5  – он у нас пусть будет "вне конкурса". Зрелый, интеллектуальный киносюрреализм начинается у него с 60-х годов, хотя отдельные моменты встречались и ранее, что мы увидели на примере его мексиканских фильмов. К 1960-м он уже стал известным режиссером, который получил возможность выйти за рамки коммерческого кино и выражать любые идеи (правда, компромисс с цензурой всё равно был). Бюджеты становились больше, актеры приглашались более "звездные", к режиссеру притягивается больше единомышленников. "У меня больше не было трудностей в работе, а жизнь протекала просто: я жил в Мехико, ежегодно проводил по нескольку месяцев в Испании и Франции, занимаясь сценариями или съемками ... Все мои европейские картины снимались в условиях куда более удобных, чем мексиканские" (автобиография "Последний вздох"). В общем, начинается "золотой век" Луиса Бунюэля. Самые известные и востребованные в настоящее время его фильмы – это 60-70-е.

Кино-сюрреализм Бунюэля поражает уникальным сочетанием спокойствия и провокативности. Режиссер обходится без визуального эпатажа, шокирующих сцен, а его символику разгадает далеко не каждый. Например, к "Млечному пути" в одной из раздач на рутрекере прилагается текстовый файл с описанием еретических течений, которые высмеиваются в фильме. Не зная контекста, зритель и не поймет, что конкретно высмеивается и вообще "кто все эти люди" )) Многие зрители утверждают, что Бунюэль – против религии. Кто-то не принимает "глупый" юмор в поздних фильмах, называя этот период "грубым балаганом". Кто он такой – циник, мизантроп, злодей, разоблачитель, богохульник? Или загадочный хитрый провокатор? Всё это можно заменить одним словом – "сюрреалист"! Его сюрреалистические фильмы могут казаться аморальными, непонятными, отталкивающими, но очень редко – скучными.

5. Ангел-истребитель / El Ángel exterminador / 1962

Яркий пример, как сюрреализм в кино выражается в совершенно простых формах и декорациях. Просто люди, которые почему-то не могут выйти из комнаты. Просто так придумал режиссер. Что это: волшебство, гипноз, абсурд или чей-то сон? Ничего из этого конкрентно – просто сюрреализм. "Как в жизни, так и в картинах меня всегда привлекала повторяемость вещей. – пишет Бунюэль. – В «Ангеле истребителе» насчитывается дюжина повторений. Скажем, мы видим двух мужчин, которых представляют друг другу, они жмут руки, говоря: «Очень приятно». Спустя минуту они встречаются снова и знакомятся, словно впервые". Очень напоминает некоторые фильмы Киры Муратовой.

1962 - Ангел-истребитель.jpg

4. Виридиана / Viridiana / 1961

Вот это уже настоящая провокация! Фильм был запрещен в Испании и заставил многих зрителей, критиков говорить о том, что Бунюэль разоблачает религию. Его даже назвали в одной газете "самым жестоким в мире кинорежиссером". С.Кудрявцев в рецензии отмечает ""антиклерикальный и даже антирелигиозный пафос постановщика", а illa_anna видит в финале "зашкаливающий цинизм и иронию". Думается мне, тут не всё так однозначно... Сам Бунюэль пишет, что "фильм рассказывал простейшую историю". В общем, "Виридиана" – фильм-загадка с очевидной провокацией, за которой скрывается нечто большее.

1961 - Виридиана.jpg

3. Этот смутный объект желания / Cet obscur objet du désir / 1977

Этот смутный фильм выделяется очень редким приемом – использование для одной роли двух актрис, внешне не очень-то и похожих. Этот прием наталкивает нас на очередные сюрреалистические размышления об условности (искусственности) человеческой личности, о том, что вокруг нас вообще всё неоднозначно. Ну и кроме того: "Я стремился на протяжении всего фильма создать атмосферу покушений и отсутствия безопасности, которая мучит нас всех, где бы мы ни жили".

1977 - Этот смутный объект желания.JPG

2. Дневная красавица / Belle de jour / 1967

Здесь Бунюэль затрагивает такие интересующие сюрреалистов темы, как фетишизм, явная и скрытая сексуальность (с отсылкой на Фрейда), изменение сознания. Куда же без очередной провокации. Привлекательная героиня Катрин Денев, ангел и демон в одной личности – сама по себе провокация, "дразнящая буржуазную мораль". Хотя причем тут буржуазия – один из главных вопросов среди бунюэлеведов. Всё намного глубже и интереснее. Почему-то мне кажется, что поздний период Бунюэля толком еще и не изучен.

1967 - Дневная красавица.jpg

1. Скромное обаяние буржуазии / Le charme discret de la bourgeoisie / 1972

Почти за 40 лет до "Начала" в кино была раскрыта тема "сон во сне". А может быть, еще раньше. По крайней мере, здесь у Бунюэля сон – ключевой мотив. Сон как часть реальности или реальность как часть сна. И снова эта пресловутая буржуазия, которая может увести нас в сторону от понимания замысла Луиса. Название фильма – простая сюрреалистическая игра, про которую режиссер писал так: "У сюрреалистов было обыкновение в поисках названия брать слово или группу неожиданных слов, придающих новое освещение картине или книге". А сам фильм, судя по тому, как он востребован среди пользователей Кинопоиска, IMDB, Рутрекера, можно назвать у Бунюэля самым известным, самым интригующим, спорным и т.д.

1972 - Скромное обаяние буржуазии.jpg
Tags: Луис Бунюэль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments