
Логично предположить, что в Мексике Бунюэль находил в кинопроизводстве свой интерес и умудрялся впихивать в массовое зрелище, слепленное по голливудским канонам, свои сюрреалистические идеи, которые позже станут его фирменным стилем и впишут его имя в число самых выдающихся кинорежиссеров. И просмотр фильмов рассматриваемого периода это подтверждает! Даже если Бунюэль берет для основы фильма известное литературное произведение, он находит место в сценарии для отсебятины, которая тогда оставалась незаметной для большинства зрителей. Сейчас же всем ознакомившимся с его ранними мексиканскими фильмами очевидны сюрреалистичные вкрапления, которые выводят этот пласт на достаточно высокий кинематографический уровень. Так что это нечто большее чем крепкие мелодрамы и социально-бытовые драмы, которые мог бы снять любой способный режиссер. Можно сказать, в этот период Бунюэль оттачивает свое киноремесло, ненавязчиво экспериментирует с сюрреализмом и готовится покорить мир кино.
Мексиканский период в этом контексте – это с 1947 по 1955 гг. От "Большого казино" до "Река и смерть". Хотя и позже Бунюэль снимал фильмы с участием мексиканских продюссеров и непосредственно в самой Мексике. Но это будет уже совсем другой Бунюэль... В Топ-5 вошли фильмы с самым высоким коэффициентом значимости/востребованности, о котором я ранее уже рассказывал.
5. Бездны страсти / Abismos de pasión / 1954
По роману Эмили Бронте "Грозовой перевал". "Как и всех сюрреалистов, меня влекло к этому роману, и мне хотелось снять по нему фильм" (из книги "Мой последний вздох"). Конечно, перед Луисом стояла задача адаптировать классический английский роман под мексиканские условия, а мексиканцы – отличный пример южного темперамента, для которого характерны перепады из крайности в крайность, эмоциональная подвижность, импульсивность. С этой задачей Луис справился успешно, так что любителей экранизаций викторианских романов фильм как минимум не разочарует.

4. Робинзон Крузо / Las Aventuras de Robinson Crusoe / 1954
Еще одна классическая экранизация, в которую Бунюэль осторожно привносит сюрреалистические элементы (например, галлюцинации главного героя). "Но по мере того как работа продвигалась, я увлекся сюжетом: ввел в него некоторые элементы секса (в мечтах, не совпадавших с реальностью) и сцену бреда, в которой Робинзон видит отца". В целом, крепкий фильм, в котором не к чему придраться.

3. Попытка преступления / Ensayo de un Crimen / 1955
А вот этот фильм уже заметно выделяется – прежде всего, необычной для того времени психопатологической тематикой. Здесь можно увидеть хичкоковские мотивы, а сам фильм повлиял на известных в будущем режиссеров. Ближе к середине 50-х Бунюэль начинает "легитимно" (то есть не выходя за рамки массового кино) осваивать свою главную стихию – взаимодействие человеческого подсознания и реального мира. Интересна история, связанная с фильмом, – про актрису Мирославу Штерн, которая покончила с собой вскоре после премьеры.

2. Он / El / 1953
Еще больше психопатологической темой выделяется "ОН"! На kinote назвали этот фильм "психо-триллером хичкоковского типа". Если "Попытка преступления" относительно спокойна, то "Он" – более эпатажный, импульсивный. Ревность, переходящая в паранойю – казалось бы, черта южного темперамента. Но вот что пишет сам Бунюэль: "По правде говоря, в нем нет ничего мексиканского. Действие могло бы разворачиваться где угодно, поскольку это портрет параноика". Поэтому фильм до сих пор востребован среди зрителей по всему миру, а у нас он вышел на второе место.

1. Забытые / Los olvidados / 1950
С большим отрывом побеждает хит мирового масштаба, в котором собрано всё самое лучшее от Бунюэля мексиканского периода. Здесь в остросоциальной почве (фильм о беспризорниках) итальянского неореализма режиссер садит свои сюрреалистические семена (см. сцена со сновидениями Педро). Это действительно классика на все времена, но дальше у Бунюэля будет еще круче...
