altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Топ-10 документальных фильмов Вернера Херцога

"Херцог - прямой интеллектуальный наследник барона Мюнгхаузена
и, в то же время, Христофор Колумб от кино.
Он снимал фильмы в джунглях Перу, в Африке, Сибири и Антарктиде,
опускался с камерой на морское дно,
путешествовал с ней по пустыням и поднимался на действующий вулкан".
(cinematheque.ru)


Хоть некоторые специалисты и отмечают условность границы между документальным и игровым кино Херцога, первый из этих пластов воспринимается совсем по-другому. Безусловно, между тем и другим есть много общего – прежде всего, герои – авантюристы, юродивые пассионарии, которые забывают об инстикте самосохранения на пути осуществления своей мечты. Такие одержимые, как Агирре, Фицкарральдо, Строшек живут где-то среди нас, и Херцог их находит и снимает про них фильмы. В этом смысле, и Агирре и пингвин из "Встречи на краю света", который бежит исследовать неведомый мир и обрекает себя на смерть, – духовно родственные персонажи. Но если история про первого кинематографична, тем более при наличии Клауса Кински, то менее харизматичных "пинвинов" Херцог предпочитает снимать в их природной среде, которая сама по себе заслуживает особенного внимания.

Вернер Херцог в документальном фильме Мой лучший враг – Клаус Кински.jpg

Поэтому неудивительно, что большинство документальных фильмов пользуются популярностью среди любителей научно-популярных работ от Discovery и National Geographic. Авторские приемы Херцога, содержащие ссылки на его игровые фильмы, незаметны для этой аудитории, но опытный киолюбитель без труда найдет эту взаимосвязь. В этом плане, фильмография Вернера действительно цельная и делится на два пласта чисто условно. В графе "жанр" мы часто может встретить слово "псевдодокументальный" или новомодный термин мокьюментари, что предполагает определенную постановочность. Но факт в том, что документального Херцога смотрят, в основном, те же, кто любит фильмы про дикую природу и остросоциальные репортажи. Во всяком случае, данный ТОП-10 указывает именно на это. По каким критериям он составляется, я уже объяснял здесь. Напомню, что это ТОП не лучших, а значимых/востребованных фильмов.

10. Фата-моргана / Fata Morgana / 1970

В 70-м Херцог – малоизвестный режиссер – снимает странный фильм про карликов и совершает экспедицию по Африке, на основе которой создается "Фата-моргана" – фильм-размышление о взаимодейтсвии природы и человеческой цивилизации. "У Херцога человек и природа не сливаются в любовном экстазе, они живут отдельно друг от друга и говорят на разных языках" (kinozapiski.ru). Сейчас эти мысли кажутся наивными и банальными, а сам фильм – малосодержательным, хоть и очень красивым. Херцог использует нестандартные приемы, которые он в дальнейшем будет развивать в своих будущих шедеврах.

Фата-моргана.jpg

9. Далекая синяя высь / The Wild Blue Yonder / 2005

Интересное сочетание мокьюментари и научной фантастики. Лично мне фильм не показался интересным, смотреть там особо не на что.

Далекая синяя высь.jpg

8. В бездну: Повесть о жизни, повесть о смерти / Into the Abyss / 2011

А вот это уже интересно. Херцог обращается к остросоциальной проблеме о необходимости смертной казни, при этом мастерски выводит вопрос из области морали. То есть вывода "смертная казнь – это хорошо или плохо" мы здесь не получим, но фильм провоцирует аудиторию на холивары. Не все заметят, что Херцог, не делая выводов, копает очень глубоко, показывая на причину появления таких вот преступников в самом устройстве окружающей жизни. В этом фильме мы видим "просто погружение в хаос жизни-смерти, как в бездну", как отмечает beauty_spirit.

В бездну Повесть о жизни, повесть о смерти.jpg

7. Уроки темноты / Lektionen in Finsternis / 1992

Еще одно размышление на тему взаимодействия природы и человека, на этот раз – на примере нефтяных пожаров в Кувейте.

Уроки темноты.jpg

6. Белый бриллиант / The White Diamond / 2004

Рассказ об очередном юродивом пассионарии, который сам построил дирижабль для осуществления своей мечты.

Белый бриллиант.jpg

5. Пещера забытых снов / Cave of Forgotten Dreams / 2010

Только такой режиссер-документалист, как Вернер Херцог, мог получить доступ к наскальной живописи в пещере Шове, очень чувствительной к внешним воздействиям (потому вход в пещеру очень ограничен). Это очень интересный научно-популярный репортаж, в который Херцог умудрился всунуть свою фирменную концепцию о мечтателях-чудаках. Здесь это не только ученые-археологи, по-настоящему одержимые энтузиазмом, но и древние художники, которые с того ни с сего начали творить высокое искусство.

Пещера забытых снов.jpg

4. Мой лучший враг – Клаус Кински / Mein liebster Feind - Klaus Kinski / 1999

Русское название не передает ключевой каламбур: слова "друг" и "враг" в английском и немецких языках пишутся похоже. Фильм показывает пример противоречивых и экстраординанрных отношений между режиссером и актером. Из всего ТОП-10 этот фильм наиболее киноманский – это фильм о Клаусе Кински, который у Херцога самый главный "чудак/мечтатель/юродивый".

Мой лучший враг – Клаус Кински.jpg

3. Счастливые люди: Год в тайге / Happy People: A Year in the Taiga / 2010

Вновь поднимается тема "человек и природа", но здесь – без конфликта. Природа в этом фильме нетронутая, первозданная. И кстати, у нас в России (конкретно – в Красноярском крае). Здесь много этнографии, красивых пейзажей, но режиссером был бы не Херцог, если бы на первый план не вышла опять экзистенциальность.

Счастливые люди Год в тайге.jpg

2. Встречи на краю света / Encounters at the End of the World / 2007

Именно в этом фильме появляется тот трагичный образ пингвина из первого абзаца. Пожалуй, это ключевой эпизод фильма, пусть и неочевидный. Да и для всего творчества Вернера Херцога символичный, иллюстрирующий его киношную философию. В остальном это – нетипичный научно-популярный репортаж, в котором много забавного, бытового. "Встречи на краю света" забрались на второе место благодаря тому, что фильм сильно понравился зрителям, воспитанным на Discovery и т.д. Скрытый же подтекст мало кто замечает.

Встречи на краю света.jpg

1. Человек гризли / Grizzly Man / 2005

Херцог, конечно, умеет выбирать темы. То его тянет в Антарктиду и сибрскую тайгу, то он пытается заглянуть в душу осужденного на смертную казнь мужчину. В "Гризли" Вернер вновь поражает нестандартным, даже шокирующим материалом. Главной герой опять же типичен для Херцога – чудак, рвущийся познавать неведомый мир (в данном случае – медвежий край в Аляске), при этом забивающий на инстинкты самосохранения. В обсуждениях этого натуралиста по имени Тимоти часто называют придурком, что лишний раз указывает на то, как великолепно умеет Херцог выбирать героев для своих фильмов. Человек-гризли – типичный херцоговский придурок, но без таких людей жизнь "нормальных" людей была скучной и, как деликатно и не напрямую доносит до нас режиссер, неполноценной.

Человек гризли.jpg
Tags: Вернер Херцог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments