altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

ТОП-5 классических фильмов Вернера Херцога

"Херцог – темпераментный чудак, последний романтик кинематографа,
главная тема творчества которого – столкновение общества с интимным миром человека.
Его герои – маленькие люди, маргиналы, такие же, как он, чудаки,
обитающие на периферии социума".
cineticle.com

Мир кино был бы неполноценным без такого режиссера, как Вернер Херцог, которого С.Кудрявцев назвал "неистовым баварцем". Он сует свой любопытный баварский нос не только в труднодоступные местности планеты (об этом будет заметка позже), но и в души тех самых чудаков-маргиналов, которых он где-то умудряется откапывать. Видимо, тот случай, когда родственные души притягиваются. Херцог – режиссер-авантюрист, невероятно везучий, притягивающий харизматичных актеров. Безусловно, это один из самых выдающихся представителей авторского кино, которое не просто развлекает, но и расширяет мировоззрение. В данном случае это происходит за счет трагического взаимодействия человека, в котором смешаны пассионарность и юродивость, с природой или социумом.

herzog.jpg

Фильмография Херцога достаточно велика и, несмотря на то, что она очевидно делится на две части – игровую и документальную, грань между этими двумя слоями условна. В игровых фильмах хватает документальности, биографии персонажей и актеров, которые их играют, имеют много общего. А в документальных работах есть сцены, по драматизму не уступающие постановочным сценам с участием звезд кинематографа. Здесь я собрал пять фильмов Вернера Херцога, снятых до 90-х годов. Важно отметить, что это НЕ топ лучших его фильмов. Несколько лет назад я придумал для себя некий коэффициент значимости/полезности, основанный на статистике таких популярных порталов, связанных с кино, как Кинопоиск, Рутрекер, IMDB. Этот коэффециент показывает, какие фильмы сохраняют интерес среди кинолюбителей спустя десятилетия после их создания. Современные фильмы не поддаются сравнению, так как даже самые проходные работы намного чаще скачиваются и оцениваются, поэтому я их не рассматриваю.

"Классический" Херцог – это минимальный набор фильмов этого режиссера, обязательный для просмотра. Поэтому если вы еще не знакомились плотно с его творчеством, этот ТОП-5 может стать первым шагом на пути херцеговедения.
5. Строшек / Stroszek / 1977
4. Каждый за себя, а Бог против всех / Jeder für sich und Gott gegen alle / 1974

Видимо, неслучайно эти фильмы расположились рядом, ведь их объединяет один актер, известный как Бруно С., которого открыл Херцог. Если есть где-нибудь Энциклопедия самых необычных или самых лучших малоизвестных актеров, то Бруно Шляйнштайн должен в ней присутствовать. Бруно С. – непрофессиональный актер с психическими отклонениями, которые не мешают ему быть по-настоящему талантливым. Собственно, эти два фильма – про него, несмотря на то, что действие второго происходит в 19-м веке и основано на немецкой легенде. Удивительно, как биография Каспара Хаузера похожа на Бруно. "Строшек" и вовсе был придуман специально для него.

Строшек.jpg

Почему Вернер так привязался к этому странному персонажу? В "Строшеке" и в "Каждый сам за себя" мы видим непринятие социумом талантливых чудаков, которые не то чтобы не хотят – просто не могут жить по законам социума (Строшек в буквальном смысле закон нарушает). Такие люди были всегда, это понятно. И фильмов про них много. Но Херцог копает глубже и задает вопрос: мол, посмотрите в каком несправедливом мире вы живем, и никакие мировые лидеры не способы сделать его лучше, так давайте дадим слово этим чудакам, которые нестереотипно воспринимают мир? Это же не слабоумные – их таланты и интеллектуальные способности очевидны. Вдруг они с рождения знают тайны этого мира, но не могут выразить? Наивно, конечно, Херцог и сам это понмиает, поэтому всё заканчивается вот так:

Каждый за себя, а Бог против всех.jpg

3. Носферату: Призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht / 1978

Игровую фильмографию Херцога можно разделить на "фильмы с Кински" и "без Кински". Бруно – это редкая находка. Про него Вернер говорил, что он круче всех актеров, даже известнейших, с которыми он работал. Но вряд ли это касается Клауса Кински. По степени маргинальности, пассионарности, юродивости Кински затмевает Бруно. А если добавить еще чрезмерную амбициозность и демоничность!... Наш ТОП-5 также указывает на то, что именно фильмы с участием Клауса – высшие творческие достижения немецкого режиссера.

В 78-м Херцог снимает ремейк "Носферату" Мурнау, и для образа вампира лучше всех подошел, конечно же, Кински. Да, еще Аджани – вместе с Кински они делают некоторые сцены просто шедевральными.

Носферату Призрак ночи2.jpg

В "Носферату" Херцог находится в своей стихии: он создает пропитанную смертью атмосферу – она не пугает, но затягивает.

Носферату Призрак ночи.jpg

2. Фицкарральдо / Fitzcarraldo / 1982
1. Агирре, гнев божий / Aguirre, der Zorn Gottes / 1972

Фицкарральдо.jpg

Два главных шедевра Вернера Херцога. Немного странно, что на первое место вышел "Агирре", кинематографически более "сырой". "Фицкарральдо" же заслуживает первенстра хотя бы всем известной авантюрой с кораблем. Но среди современных зрителем самым востребованным оказался более прямолинейный и более предсказуемый "Агирре". С другой стороны, его фатальный трагизм, конечно, впечатляет сильнее, чем относительный хэппи-энд более поздней ленты. Вот orionthegamer отмечает в "Агирре" экзистенциальность, которая передана режиссером с минимальными художественными средствами и за счет невероятной харизмы ведущего актера.

Агирре, гнев божий2.jpg
Tags: Вернер Херцог
Subscribe

Posts from This Journal “Вернер Херцог” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments