altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Карпентер. Часть 2: 70-е годы

Карпентер отметился фильмами в 4-х десятилетиях и скорее всего отметится и в пятом. Для этого режиссера я выбрал такой же подход, как в свое время с Вуди Алленом: взять по три самых лучших/значимых фильма из каждого десятилетия. В данном случае – это 70-е, 80-е и 90-е. В 2000-е у Карпентера ужа начинается застой и рассматривать там, по большому счету нечего (хотя кто-то поспорит о начилии определенных достоинств у "Палаты"). Значимость фильма я определяю по следующим критериям: количество оценок на Кинопоиске, наличие отзывов у моих ЖЖ-френдов. Да, какие-то хорошие работы не пройдут отбор, но итоговая тройка – своего рода "гарантия качества": если вам интересен Карпентер, то можете смело это смотреть!

20150324-220911.JPG

Итак, 70-е. Здесь с отбором никаких проблем нет: тройка лучших очевидна. Джон получает хорошее кинообразование в Лос-Анджелесе и сразу выбирает верное направление в карьере кинорежиссера. В 70-е он снимает малобюджетные фильмы: обходясь без дорогих спецэффектов, декораций, трюков и звездных актеров, Карпентер предлагает отличные истории с тщательно выдержанной жанровой концепцией. Каждый фильм – это удачный эксперимент с жанрами, оказавший влияние на творчество других американских режиссеров.

№ 3. 1974 / Темная звезда / Dark Star
Примитивность "космических" спецэффектов бросается в глаза, но раздражения не вызывает. Эта комедия про "команду смелых лузеров, которым на Земле делать нечего" (adzhaya), безусловно, понравится тем, кто ценит в кино иронию. orionthegamer отмечает: "Уже здесь можно увидеть в будущем ставшие привычными режиссёрские находки Джона Карпентера с юмором обыгрывающим свой откровенно низкий бюджет".

1974 - Темная звезда.jpg1974 - Темная звезда2.jpg1974 - Темная звезда3.jpg

№2. 1976 / Нападение на 13-й участок / Assault on Precinct 13
Уникальное сочетание двух казалось бы несовместимых жанров – вестерна и зомби-триллера. Да, здесь нет зомби, но чем от них отличаются фанатики-обитатели гетто? Стоит отметить и запоминающийся стиль музыкального сопровождения, автором которого является сам Карпентер. Как известно, он еще музыкант и композитор, и его музыка вносит существенный вклад в создание специфической атмосферы в его фильмах. "Музыка - всегда сильная сторона Карпентера, иногда она заполняет все пространство фильма, но здесь она выстреливается короткими залпами,сшибающими с ног не хуже дробовика главного героя" (humus).

1976 - Нападение на 13-й участок.jpg1976 - Нападение на 13-й участок2.jpg1976 - Нападение на 13-й участок3.jpg

№1. 1978 / Хэллоуин / Halloween
Везде отмечено, что "Хэллоуин" - родоначальник жанра слэшер. Мне это кажется очень спорным, учитывая, что раньше были и "Техасская резня...", и фильмы Ардженто... Влияние Дарио кстати заметно у Карпентера, хотя об этом почти нигде не говорится. Но в этом не остается никаких сомнений, если посмотреть эпизод из "Мастеров ужасов" – "Сигаретные ожоги", где Карпентер однозначно указывает на влияние Ардженто. В "Хэллоуне" чувствуются традиции джалло и, конечно же, главная фирменная фишка Альфреда Хичкока – постпенное нагнетание саспенса. "Буквально из ничего, даже при свете дня, фактически - на виду у всех, лишь благодаря вкрадчивому слежению камеры и почти монотонному воздействию музыкального сопровождения, сочинённому самим режиссёром, возникает совершенно необъяснимая тревога" (kinanet). fembot2 еще отмечает, что Карпентер эксплатирует типичные американские страхи – "расизма, коммунизма, маньяков и стенных шкафов" – благодаря чему, видимо, "Хэллоуин" и стал таким популярным.

1978 - Хэллоуин.jpg1978 - Хэллоуин2.jpg1978 - Хэллоуин3.jpg

Часть 1. Джон Карпентер. Часть 1: Введение + "Фирменные фишки"
Часть 3: 80-е годы
Часть 4: 90-е годы.
Tags: Джон Карпентер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments