altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Тайны Ночного дозора" Гринуэя - культурологический детектив

"Рембрандт изобрел кинематограф за 400 лет до братьев Люмьер"
Питер Гринуэй


Так сложилсоь, что основная часть зрителей не увидела в этом фильме экстраординарное творение, заставляющее по-новому взглянуть на суть живописи как искусства. На Кинопоиске мы видим оценку 7.0, а на IMDB и того меньше - 6.5. Это кино уникально тем, что соединяет театр и живопись, при этом получается не какой-то угловатый мутант, а получается... собственно кино. Странный эффект: эксперименты с другими направлениями искусства только усилили кинематографическое начало в этой ленте. Но только мне так кажется? Мнения большинства критиков и простых зрителей указывают на то, что это "проходняк" в творчестве Гринуэя. Попробуем разобраться.



Причины разочарования

Проанализировав негативные рецензии, я не обнаружил каких-то концептуальных претензий. Набор причин для низкой оценки предсказуем и стандартен: "много театральных декораций", "масса незапоминающихся героев", "полное отсутствие смысла" плюс затянутость, натуралистичность некоторых сцен. Аннотация, конечно, еще до просмотра уводит совершенно в другую сторону - она предвещает детектив! "Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления..." и т.д. Такое описание тянет на блокбастер. Неудивительно, что ожидания народа не оправдываются. Настроившие себя на детективную интригу в итоге не получают самое вкусное.

Затянутость (чуть более двух часов - на мой взгляд, адекватный хронометраж для подобного фильма) и натуралистичность - недостатки условные. Кому как.



Что это на самом деле

"Тайны Ночного дозора" - это своеборазный культурологический детектив: отдельно взятая картина ("Выступление стрелковой роты...") рассматрвиается как улика, в которой зашифрована цепочка обвинений и доказательств вины в убийстве Пирса Хасселбурга. Многое в этой цепочке наверняка придумано и додумано самим Гринуэем - он известный выдумщик и мистификатор. Да это и не важно. Интересен сам поход: выполнить стандартную для детектива задачу (найти преступника) с помощью символов и художественных приемов Рембрандта. Это действительно увлекательно и позволяет лучше понимать живопись и проследить ее влияние на кинематограф. Да, много информации, трудно за всеми уследить. У меня остались кое-какие вопросы, например, о мотивах убийства. Я понял, что это как-то связано с визитом Марии Медичи в Голландию и английскими сокровищами. В общем, политика - грязное дело. В такие подробности можно и не вдаваться. Чтобы лучше разобраться в сюжете фильма и символике картины, можно посмотреть документальный фильм "Рембрандт: Я обвиняю" - можно сказать, упрощенный вариант "Тайн Ночного дозора".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments