
Произведение Спилберга появилось через два года после "Иди и смотри", и вполне возможно, американский режиссер кое-что позаимствовал у Элема Климова. (К тому же, как вчера выясниось, Спилберг вместе с Тарантино признали "Иди и смотри" лучшим фильмом о Второй Мировой). Прежде всего, я имею в виду сходство главных героев. 12-летний мальчик (у Климова - 15-летний) резко выпадает из привычного мира детства в мир, где правит смерть. В обоих фильмах от несовершеннолетних актеров - Алексея Кравченко и Кристиана Бэйла - требовалась исключительная самоотдача и необходимость вывернуть свою психику наизнанку. Маленький Кристиан Бэйл, будущий Бэтмен, кажется, играет на грани умопомешательства и в результате вытягивает на себе весь фильм. Порой кажется, что он играет в каком-то другом кино, наложенном поверх военной драмы. Здесь, мне кажется, главная неудача Спилберга - он не сумел гармонично совместить две реальности - мир войны и внутренний мир героя. То, что блестяще получилось у Климова.
Шанхай, 1941



Война - большая игровая площадка
Как и советский коллега, Джим (К.Бэйл) ходит, смотрит, пытаясь осознать: что вообще тут происходит??





