altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №56

Аян ШАХМАЛИЕВА


Аян Шахмалиева



Аян Шахмалиева - режиссер очень серьезный. Даже при том, что "золотой фонд" режиссера составляют фильмы о детях. Самое веселое, что сняла Шахмалиева - дебютная короткометражка по "Денискиным рассказам". Детская тематика и далее ее интересовала, но раскрывала она ее очень по-взрослому. "Я никогда не был на кладбище. У нас еще никто не умирал", - говорит у нее герой-мальчик, как будто намекая, что вот сейчас начнется что-то страшное. Аян Гасановна - "ленфильмовский" режиссер, а атмосфера у "ленфильмовских" фильмов специфическая: вроде всё вокруг более-менее благополучно, но чувствуется что-то постапокалиптичное. Похожие настроения были у Динары Асановой - тоже "дитя Ленфильма".

Была у Шахмалиевой любимая актриса - Маргарита Сергеечева. Рита очень хорошо подходила под образ серьезного, рано повзрослевшего ребенка. Еще в 12-летнем возрасте она сыграла девочку из интерната - трагический образ. Трагична не столько биография героини, сколько ее мироощущение. Когда она видит, что любые ее проделки и шалости, естественные для любого ребенка, "выносят мозг" окружающим взрослым, поневоле задумывается о смысле жизни.

Эти странные взрослые (Аян Шахмалиева)
кадр из фильма "Эти странные взрослые" (1975)

Через три года, будучи подростком, Рита Сергеечева сыграла главную роль в фильме "Дети как дети". Здесь она - замкнутый, разочаровавшийся в мире человек. Развод родителей травмировал ее психику. Под стать ей Никита Михайловский, тот самый, который через несколько лет сыграет советского Ромео в "Вам и не снилось".



В 70-е годы Рита Сергеечева, благодаря Шахмалиевой, стала альтернативным символом своего поколения - непонятым взрослыми подростком со сложным внесистемным мировоззрением. Продолжательницей традиций Риты Сергеечевой стала Ника Турбина, своей единственной ролью в кино сделавшая еще более трагическим шахмалиевский образ отчужденного, забытого миром ребенка.



Речь идет о фильме "Это было у моря" (1989) - истории о том, как взрослые издеваются над детьми.

Это было у моря (Аян Шахмалиева)

Здесь конфликт между миром детей и миров взрослых достигает своей кульминации у Шахмалиевой. Эти два мира необратимо отдаляются друг от друга. Взрослым хоть бы что, а дети переживают душевную ломку. "Это было у моря" - удивительное творение, некую мистичность которому придает участие Ники Турбиной. Что это за девушка и чем она необычна - расскажет википедия.





Место действия - интернат в Крыму для детей с нарушениями в позвоночнике. Обитатели, в основном, девочки.



Мир взрослых представлен в фильме злобной директрисой Светланой Крючковой и нервной воспитательницей Ниной Руслановой - на первый взгляд кажется, что это отрицательные персонажи, которые ненавидят детей и всячески их унижают, заставляют проходить лечебные процедуры, которые выглядят как истязания.



На самом деле, страшнее равнодушие родителей, которые не хотят знать об ужасах интернатовской жизни - они рады, что отделались от своего больного ребенка. Так что истинные отрицательные герои остались за кадром.



Не перестаю удивляться перестроечным фильмам! В эпоху Гласности на киноэкранах появлялось такое, что сегодня не прошло бы никакую цензуру. "Это было у моря" - из той же серии: сейчас это кино невозможно показать, например, на телевидении из-за откровенных сцен. Еще была кощунственная сцена с Лениным, которому на голову надели парик.



Сейчас это выглядит заабвно, а самые шокирующие кадры я не могу здесь выложить.

***
В конце своего творческого пути Аян Шахмалиева освоилась в жанре авторского кино. В 1986 году вышел мини-сериал "Миф" - ну очень серьезное кино! Бела Тарр бы позавидовал... Выдержать два часа этого экспериментального видео - испытание для киномана. Еще одно испытание - сериал "Дым" (1992) по Тургеневу. Крайне тоскливое зрелище для больших любителей творчества Ивана Сергеевича. Все-таки фильмы только про взрослых - слабое звено в фильмографии Шахмалиевой. Дети, пускай замученные жизнью, как-то скрашивают советский "постапокалипсис" Шахмалиевой. И "Дети как дети", и "Эти странные взрослые", и "Это было у моря" - маленькие шедевры, ценные прежде всего нестандартным подходом к детскому кино.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments