altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №55 - Елена Цыплакова

Елена ЦЫПЛАКОВА


Елена Цыплакова



Елена Цыплакова - еще один пример, когда успешная актриса уходит в кинорежиссуру. В 70-80-е она сыграла огромное количество ролей (многие ее помнят в скандальной подростковой драме "Школьный вальс" 1977 года), но близкими ее характеру были лишь единицы. Прежде всего, это роли в фильмах Динары Асановой о самореализации подростков, об их отношениях с родителями - эти проблемы касались Елены Цыплаковой лично. Можно сказать, Динара Кулдашевна стала учителем Цыплаковой в плане режиссуры, хотя в период их сотрудничества Елена была еще школьницей и ни о чем таком не думала. В режиссеры она пошла в конце 80-х во многом из-за проблем со здоровьем: будучи молодой красивой актрисой она сводила с ума мужчин - он простых поклонников до известных актеров, но после неудачной операции актриса располнела и перестала сниматься.

Творческий путь Елены Цыплаковой в качестве кинорежиссера удивителен: от "кино не для всех" 80-х до современных мыльных сериалов для домохозяек. Наверняка в мировом кино есть и более яркие контрасты, но я навскидку не припомню. Режиссерский дебют состоялся в 1988 году - 35-минутная работа "Гражданин убегающий" по сценарию Луцика и Саморядова. Подобный дебют мог бы внушить уважение, если бы не верхняя часть фильмографии режиссера, в которой вызывает недоумение присутствие "Кармелиты"!

Елена Цыплакова "Гражданин убегающий"


"Гражданин убегающий" долгое время оставался пробелом для тех, кто коллекционирует фильмы, к которым так или иначе причастны Луцик/Саморядов. В конце прошлого года благодаря френду shotlandez фильм стал доступен для скачивания и вскоре появился на Рутрекере. Первую ленту Цыплаковой нельзя назвать сверхудачной и в число лучших луцико-саморядовских, пожалуй, не входит, но необходимый минимум в ней присутствует - атмосфера всеобщего упадка, стремление к отчужденности переданы хорошо.

Гражданин убегающий (Елена Цыплакова)

Гражданин убегающий (Елена Цыплакова)

Первая полнометражная работа Цыплаковой - "Камышовый рай" (1989).

Елена Цыплакова "Камышовый рай"


Камышовый рай (Елена Цыплакова)

Фильм - продукт эпохи Гласности. Еще лет пять назад цензура не пропустила бы на экраны столь шокирующую историю о реальном явлении. Как известно, советские власти замалчивали многие проблемы, которых как бы не было. Одна из таких "болевых точек" советской действительности - нелегальные трудовые лагеря, куда попадали разного рода неудачники - бомжи, беглые зэки, маргиналы - и становились фактически рабами, дешевой рабочей силой. Главный герой фильма - один из таких неудачников, Кеша, безработный интеллигент.



Кеша отправляется на заработки в Казахстан, рубить камыш.



По приезду выясняется, что заработки здесь не светят. Зато светят работа с утра до вечера без выходных, жалкие пайки, побои, плохие бытовые условия - это и есть "Камышовый рай", трудовой концлагерь в казахстанской степи, организованный местной мафией.







Рабам приходится терпеть физические наказания и унижения.





Когда терпения кончается, Кеша с товарищами устраивают позднесоветский вариант "побега из шоушенка".



Но степь большая, куда идти - неизвестно. Фильм заканчивается почти как в "Достучаться до небес".



Кто-то говорит, что женщина-режиссер Цыплакова сняла совсем не женский фильм - жестокий, натуралистичный, как говорится, не для слабонервных. Я не согласен. Мне кажется, Елена Октябревна смягчила все острые моменты, из-за чего фильм проиграл в реалистичности. Жаль, могла был получиться мощная психологическая драма о терпении и освобождении. Вместо этого Цыплакова пошла на компромисс с широкой аудиторией, чтобы не испугать особо впечатлительных зрителей. В результате, "Камышовый рай", хоть и связан с реальными событиями, кажется выдуманной историей.

Никаких претензий нет к следующей работе Елены Цыплаковой - "На тебя уповаю" (1992) - вот действительно сильная психологическая драма, опровергающая мнение о том, 90-е годы в России - период кризиса в кино. "На тебя уповаю" - маленький шедевр, пускай единственный, но всё же настоящий режиссерский успех Цыплаковой. К сожалению, фильм не соответствует условиям нашего проекта - а так хотелось о нем написать. Что ж, как-нибудь в другой раз...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments