altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №52 - Мария Федорова

Мария ФЕДОРОВА


Мария Федорова


Мария Николаевна Федорова снимала типичные для конца 50-х - начала 60-х морализаторские киноленты, утверждающие советскую систему ценностей, с ярко выраженными положительными и отрицательными героями. Сейчас эти фильмы имеют скорее культурологическую, нежели художественную ценность: благодаря им мы можем узнать, какие люди в тогдашнем советском обществе считались хорошими и плохими. С хорошими всё понятно: это честные, сознательные, трудолюбивые граждане разного возраста и пола. А вот с плохими получается интересная ситуация: в разных фильмах Мария Федорова изображает в равной степени жуткими антигероями самоуверенного школьника и матерого бандита, таким образом она стрижет под одну гребенку маленького мальчика, который в силу своего малого возраста не успел впитать нормы поведения, и реально опасного мужика, который и убить может. Вот такая советская мораль...

С этой точки зрения все фильмы (за исключением недоступных - про них ничего сказать не могу) Марии Федоровой одинаковы. Истории разные, но моральные конструкции выстраиваются одни и те же. "Вопросы воспитания и становления характера – главная проблематика ее творчества" - написано о режиссера в одном справочнике. В общем, и добавить нечего.

Если выделять какую-то работу из фильмографии Марии Федоровой, назову следующую:

Мария Федорова "Призвание" (1957)


Призвание (Мария Федорова)

Главный герой - музыкально одаренный мальчик Алеша, чьи родители погибли на войне. Но по нему не скажешь, что мальчик пережил психологическую травму. Алеша - просто идеальный ребенок: послушный, вежливый, спокойный, хорошо учиться и отлично играет на гармошке и пианино.

Призвание (Мария Федорова)

Алеша - советский биоробот, которому чужды внутренние терзания: он планомерно движется к успеху, он легко обучаем, он всегда всё делает правильно и никогда не ошибается.

Призвание (Мария Федорова)

Единственный, кто может остановить эту махину - его товарищ Боря, похожий на Мальчиша-Плохиша - тот самый мальчик, который попал в одну компанию с бандитом.



Ну как еще может выглядеть советский "плохой мальчик"? В отличие от Алеши, Боря не так совершенен, и преподаватели музыкальной школы отдают предпочтение первому. Не выдержав конкуренции, Боря обижает Алешу, биоробот дает сбой и отправляется гулять по улицам Москвы.



Затем появляются добрые дяденьки: они наказывают "плохого мальчика", который в глазах зрителя выглядит махровым вредителем, и восстанавливают функциональность биоробота. В конце Алеша солирует в оркестре на очень важном концерте и имеет оглушительный успех. Миссия выполнена.

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments