Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
Сегодняшний выпуск посвящен одной из ключевых фигур в проекте "Советские женщины-режиссеры". Ольга Ивановна Преображенская (не путать с ее современницей Ольгой Иосифовной Преображенской, известной балериной), по моим данным, - самый первый режиссер женского пола в отечественном кино! Снимать она начала еще до революции, и еще она единственная в нашем списке, родившаяся в 19-м веке.
Ольга Преображенская за 25 лет сняла более 10 фильмов, большинство из них - в содружестве с режиссером по имени Иван Правов. Википедия пишет: "В 1933 И. Правова и О. Преображенская считались наиболее «кассовыми» режиссëрами «Мосфильма»" Неудивительно, что на данный момент доступно меньше половины их работ - типичная ситуация для российского кинематографа первой половины 20-го века. Итак, что же за "кассовое кино" они снимали?
Из фильмографии прежде всего бросаются в глаза громкие названия - "Тихий Дон" (1930) и "Степан Разин" (1939). К счастью, нам доступны эти шедевры соцреализма. После просмотра этих кинолент я уяснил для себя, что "шедевры соцреализма" и "шедевры кино" - очень разные понятия! "Тихий Дон" и "Степан Разин" действительно выполнены мастерски, на высочайшем уровне - но в жестких идеологических рамках. Потому эти фильмы воспринимаются в наше время как музейные экспонаты, смотреть их современному зрителю просто невозможно.
"Тихий Дон" и вовсе производит впечатление сумбура. Фильм снимался сразу после публикации первых двух книг романа Шолохова (то есть к тому моменту произведение еще не было полностью написано). Две книги режиссеры уместили в полтора часа, как следствие, действие разворачивается в спешке, и уловить суть происходящего сможет только тот, кто хорошо знаком с литературным источником. Но это мы сейчас можем критиковать, а для того времени фильм воспринимался достаточно мощно.
С чем необходимо ознакомиться из творчества Преображенской-Правова - с немой лентой "Бабы рязанские" (1927)
Доступна только французская копия, соответственно, с французскими интертитрами.
"Бабы рязанские" создавались еще до появления соцреализма, потому в этом фильме гораздо больше чистоты, искренности, "киноправды". "Бабы рязанские", пожалуй, нельзя отнести к самым значимым отечественным немым фильмам, но в условный второй эшелон - совершенно точно.
Вот такие они, рязанские бабы.
Фильм композиционно делится на две части. Первая часть - скорее, этнографическая, здесь много русского народного фольклора: костюмы, обычаи, песни, пляски, а на десерт - русская народная свадьба!
Вторая часть - полноценная драма, совсем не веселая, а во многом даже трагическая. Начинается Первая Мировая война, которая разлучает двух молодоженов - Анну и Ивана.
В начале фильма они счастливые, улыбается. Но Иван уходит на войну, и Анну в семье мужа начинают гнобить. Интересный прием - эпизод с разбитым зеркалом - предвестником трагической развязки.
.
Пару слов о художественных особенностях фильма. В "Бабах рязанских", как и полагается немому кино, много экспрессивности. На выразительной мимике и пронзающих взглядах выстроены целые эпизоды, например, этот:
Все-таки, мне кажется, режиссеры немного переборщили - слишком много выпученных глаз.
Но это всё мелочи. "Бабы рязанские" - из тех немых фильмов, которые интересно смотреть не только сегодня, но и еще много-много лет.