altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №38

Ирина ПОВОЛОЦКАЯ


Ирина Поволоцкая



Ирина Поволоцкая, казалось бы, имела все шансы стать классиком советской кинорежиссуры. В ее фильмах всегда снимались известные актеры, в ее распоряжение попадали качественные сценарии. Её киноэксперименты в чем-то были новаторскими, жаль что Ирина Игоревна не успела развить свои идеи. В результате - всего три фильма за 10 лет и уход из кино. Вот что говорит бывший режиссер в одном интервью: "Я окончила ВГИК, режиссерский факультет. Но карьера не состоялась. На всех студиях царило неписаное правило - одна женщина-режиссер (две - уже много). И надо было воевать,уметь пробиваться. Я же быстро оказалась перед глухо запертой дверью - неудачница". Кстати, в том же интервью Ирина Поволоцкая рассказывает о том, как она показывала советских шахтерам фильмы Годара!

Три фильма Ирины Поволоцкой - очень разные. "Таинственная стена" (1967) - фантастическая драма, преисполненная шестидесятнического научного романтизма: жажда новых открытий, стремление разгадать тайны природы. После просмотра я с удивлением обнаружил, что "Таинственная стена" - в большом почете среди поклонников советской кинофантастики. В отзывах фильм Поволоцкой запросто сравнивают с "Солярисом" Тарковского и даже с... "Космической Одиссеей" Кубрика! Причем, "Стена" ставится выше, т.к. появилась раньше, и Тарковский якобы "слизал" стилистику у Поволоцкой. Мне лично кажется, что все эти сравнения притянуты за уши.

Таинственная стена (Ирина Поволоцкая)

"Таинственная стена" - фильм чрезвычайно наивный, оторванный от реальности. По сюжету, ученые на Севере обнаруживают аномальное явление - некое силовое поле неизвестного происхождение, контакт с которым чреват летальным исходом, а в лучшем случае - галлюцинациями. Почему-то научный процесс организован так, что любой желающий, проявив смекалку, может проникнуть за "стену" и ждать там контакта с пришельцами. В реальности это явление было бы строго засекречено, во всяком случае, к нему не подпускали бы очарованных дилетантов, как это происходит в фильме. Вспоминается реальная история на Перевале Дятлова в 1959, всю правду о которой мы до сих пор не знаем. "Таинственная стена" может быть интересна уфологам - герои полфильма рассуждают об инопланетянах.

Следующая работа Поволоцкой - "Исполняющий обязанности" (1973) - в общем, проходная. Но, опять же, есть группа людей, которые с большим интересом этот фильм посмотрят - это архитекторы-проектировщики.

Самое яркое, экспериментальное творение Ирины Игоревны - "Аленький цветочек" (1977)

Аленький цветочек (Ирина Поволоцкая)

Первая ассоциация с детской сказкой Аксакова разбивается в пух и прах вскоре после начала просмотра. Сказочка-то совсем не детская! Словом, самые лучшие советские киносказки создавались не для детей. Или не только для детей... Здесь Ирина Поволоцкая по-своему развивает традиции жанра, экспериментируя со стилистикой, с цветом, с мотивами.



Режиссер конструирует в "Аленьком цветочке" два мира - реальный (Древняя Русь) и фантастический (мистический замок колдуньи на острове). Никакого замка у Аксакова не было - это домысел режиссеров. Роль волшебницы исполнила Алла Демидова. По сценарию, именно она заколдовала принца, превратив его в чудище, охраняющего аленький цветочек.



Замок волшебницы - своеобразный лабиринт. Пытаясь из него выбраться, купец чуть с ума не сходит. В этом пространстве реальность как будто искажается. Авторы реализуют эту идею с помощью искажения в цветопередаче.



Вспоминается "Мальпертюи" Г.Кюмеля - по атмосфере, по цветовому оформлению, по мотивам (лабиринты замка - лабиринты в голове) очень похоже. Фильм Кюмеля вышел в 1971 году. Возможно ли, что Поволоцкая где-то его увидела?



В отношениях Алены, купеческой дочери, и Чудища прослеживаются интимные мотивы - это сейчас они без труда прослеживаются, а тогда они были тщательно скрыты режиссером. Собственно, исконный сюжет сказки восходит к древнегреческому мифу об "Эроте и Психее" - о любовных отношениях между божествами. Говорю же, недетская сказка!




Чудище в конце оборачивается Александром Абдуловым. "И жили они долго и счастливо..."



"Аленький цветочек" - безусловно, одна из самых необычных киносказок, когда либо созданных в Советском Союзе. Недостаток фильма в том, что он в принципе не мог быть адекватно принят советскими зрителями: большинство видело в нем известную всем сказку, "испорченную" фантазиями киношников. А мастерски завуалированные "нежелательные" интонации в полной мере раскрываются только в наше время. Так что рекомендую!


***
Завершив карьеры кинорежиссера, Ирина Поволоцкая посвятила себя литературе. В 90-е годы ее имя уже было более известно в литературных кругах, нежели в кино. Произведения Ирины Игоревны публикуются в журналах, издаются в виде книг, кое-что сейчас доступно в интернете. Творчество Ирины Поволоцкой называют "женской прозой", ее имя упоминается в одном ряду с Галиной Щербаковой и Людмилой Улицкой.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments