altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №33

Ольга НАРУЦКАЯ


Ольга Наруцкая



Ольга Наруцкая - представитель позднесоветского авторского кино. Ее имя в наши дни не очень известно - снимала она мало. Работы Наруцкой в свое время были на виду и даже получали второстепенные премии на европейских кинофестивалях, но спустя годы подзабылись. Сейчас, после знакомства с ее творчеством, я понимаю, что ее работы где-то концептуально ограничены и уступают многим шедеврам того периода. Однако мне интересен стиль Ольги Наруцкой, который хочется назвать "декаденствующим перестроечным арт-хаусом". Звучит интригующе? Тогда не пропустите.

Арт-хаус я упомянул не случайно: фильмы Наруцкой явно "не для всех", они мрачны и непросты для восприятия, они сознательно уводят зрителя в некую ирреальную плоскость. Это чувствуется в ранней короткометражке "Нам не дано предугадать..." (1985). В блокадном Ленинграде возникает спонтанная любовь между солдатом и местной жительницей. Даже не любовь - одержимость - как отчаянная попытка убежать из мира войны, страха и голода. Внутри этой предельно жестокой и объективной реальности рождается маленький мирок, обреченный на быстрое крушение. Так оно и получается: любовь иллюзорна, но на какие-то доли секунды иллюзия была реальной.

Самый известный фильм Ольги Наруцкой - "Муж и дочь Тамары Александровны" (1988)

Муж и дочь Тамары Александровны (Ольга Наруцкая)

Место действие уже совсем другое - современная Москва. Атмосфера примерно такая же: режиссер изображает мир, окруженный со всех сторон войной. В предыдущей работе мы видим замерший в напряжении Ленинград, за пределами которого происходит что-то ужасное. В современном мире поблизости, конечно, никакой войны нет. Но внутреннее состояние персонажей такое, как будто рядом граница фронта, и враг в любую минуту может прорваться. Люди живут своей жизнью, радуются, ссорятся, но всё это с подсознательным ощущением возможной тотальной катастрофы. Очень характерное мироощущение для перестроечного кино. Киномир О.Наруцкой депрессивный, урбанистичный, одинокий...






"Муж и дочь Тамары Александровны" - фильм без ярко выраженного сюжета, его можно назвать серией зарисовок об обитателях одной московской коммунальной квартиры. Фильм Ольги Наруцкой - своеобразны пролог к "Астеническому синдрому" Киры Муратовой, который выйдет на год позже. Оба режиссера показывают миры, населенные странными персонажами, у которых что-то непонятное происходит в голове.






"Луч света в темном царстве" - школьница Катя, та самая дочь Тамары Александровны. Катя смотрит на происходящее вокруг и словно спрашивает: куда я попала?? Девочка пытается выбраться из этого мира странных людей, но воронка затягивает...




Фильму не хватает сюжетной целостности и более глубокого замысла. Кто такая Тамара Александровна - непонятно. Есть еще ее муж, отец Кати - интересный персонаж, но его смысл и назначение расплывается по мере просмотра, так же как и основные идеи фильма. Вот и получается, что "Муж и дочь Тамары Александровны" - набор зарисовок, сами по себе они интересны, но в общую картину не складываются. Зато создают особое мироощущение - это уже определенный успех.

В 90-е годы Ольга Наруцкая ушла в культурологическую деятельность, работает в СПбГУ. Единственное возвращение в кино состоялось в 2001, когда она сняла фильм "Собственная тень", который оказался незамеченным и, возможно, сильно недооцененным...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments