altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №28

Маргарита МИКАЭЛЯН


Маргарита Микаэлян



Маргарита Микаэлян, жена известного советского режиссера Сергея Микаэляна ("Влюблен по собственному желанию", "Премия") имеет намного больше достижений в театре, нежели в кино. Потому ее немногие киноработы ближе к театру - это либо экранизации пьес, либо детские телевизионные спектакли. Самое известное творение Маргариты Исаковны в качестве театрального режиссера - это культовый спектакль "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (1971).

У М.Микаэлян было два любимых писателя, чьи произведения она переносила на экран, - Александр Островский и Астрид Линдгрен. У шведской писательницы это вышеупомянутый "Карлсон" и "Пеппи Длинныйчулок" (1984). "Карлсона" мне сразу не захотелось смотреть, как только я увидел этого "дяденьку":

Малыш и Карлсон, который живет на крыше (Маргарита Микаэлян)

"Пеппи Длинныйчулок" разочаровал: какой-то сплошной цирк, а не кино. Правда, девочка-актриса в главную роль очень удачно вписалась.

Пеппи Длинныйчулок (Маргарита Микаэлян)

С Островским дела обстоят поприличнее. У великого отечественного драматурга Маргарита Микаэлян взяла две пьесы - "Красавец-мужчина" и "Доходное место". В обеих экранизациях поучаствовал Олег Табаков.

Красавец-мужчина (Маргарита Микаэлян)
кадр из фильма "Красавец-мужчина"

Оба фильма - замечательный способ ознакомиться с классикой. Сняты живо, ярко, большое внимание уделяется воспроизведению быта второй половины 19-го века. Если выбирать лучшую работу, я бы отметил "Вакансию" (1981) по мотивам пьесы "Доходное место"

Вакансия (Маргарита Микаэлян)

"Вакансия" неожиданно предстала атмосферным фильмом. Дух эпохи, хоть и в гротескной форме, передается в деталях: костюмах, декорациях, предметах обихода, а также благодаря немного мутной и затемненной картинке - как будто мы смотрим через временной телескоп на прошедшую эпоху. Вспомнилась похожая в этом плане "Пиковая дама" (1982).




Пересказывать сюжет не буду (школьная программа всё-таки), отмечу лишь, что в фильме наблюдается две переплетающиеся интонации - сатирическая и романтическая. Поначалу преобладает сатира - прежде всего, в изображении чиновников и бюрократических предрассудков.



Под конец на первый план выходит романтика - на мой взгляд, это обогащает фильм. Смех-смехом, но в пьесе есть еще и серьезная любовная линия, и именно любовь в конце концов побеждает.



Маргарита Микаэлян не стесняется разбавлять действие лиричными вставками с пейзажами, благодаря которым зритель может проникнуться атмосферой. "Вакансия" стала для меня приятным сюрпризом: ожидал консервативную экранизации классики типа "Красавец-мужчина", но увидел полноценное кино с дополнительными мотивами и переживаниями.

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments