altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №25 - Мечислава Маевская

Мечислава МАЕВСКАЯ


Мечислава Маевская



Мечислава Маевская - заметная персона в истории советско-украинского кинематографа. Работала на киностудиях Одессы, Киева. Действие в ее фильмах происходит на территории Украины. Все фильмы, кроме одного, сняла совместно с Алексеем Маслюковым.
Мечислава Здиславовна - режиссер противоречивый. Нет, в советское время с ней всё было понятно - абсолютно конъюнктурный режиссер, ни на шаг не отходивший в своих работах от коммунистической идеологии. Вопрос: как относиться к творениям Маевской в наше время? С одной стороны, ее неприкрытая идеологизированность может вызвать у кого-то приступ истерики, особенно среди молодого поколения зрителей, у которых принято не любить советское кино. Что ж, фильмы Маевской - аргумент в их пользу. С другой стороны, идеологическую оболочку можно легко отбросить в сторону, словно скорлупу ореха, и насладиться высококачественным зрелищем. Фильмы Мечиславы Здиславовны действительно сделаны на высоком режиссерском уровне и смотрятся на одном дыхании.

"Партизанская искра" (1956) - героическая военная драма об украинских партизанах и их подвигах во время Великой Отечественной войны. Фильм не просто поражает, он оглушает своей вопиющей неправдоподобностью. Героический пафос зашкаливает в каждом кадре. Молодые партизаны с легкостью Чака Норриса расправляются с фашистами, причем собственно подвиги и боевые действия мы не видим - нас просто ставят перед фактом: отряд партизан взорвал поезд, разгромил вражескую группу и т.д. Мы видим лишь сияющие лица героев - За Партию! За Родину! За Сталина.



Как изображены в фильме враги - тут не знаешь: смеяться или рыдать от умиления. Фашисты у Маевской с Маслюковым такие добрые-добрые! Глупенькие и беззащитные. Это не те зверюги с пулеметами, каких мы привыкли видеть в военных драмах. В "Партизанской искре" фашисты - это карикатурные образы, на фоне которых комсомольцы-партизаны смотрятся еще более героически.

Партизанская искра (Мечислава Маевская)


В общем, контраст между "Партизанской искрой" и, например, "Проверкой на дорогах" (тоже о партизанах) огромный: это ДВЕ РАЗНЫЕ войны. Вот она, сила кинематографа...
Но против исторических фактов идеология бессильна. В реальности партизанские отряды были уничтожены, и в фильме, как ни крути, надо это показать. "Партизанская искра" заканчивается трагически, но режиссеры делают всё возможное, чтобы смягчить трагические переживания: они словно прикладывают ладошку к нашим глазам - мол, не смотрите - сейчас будет страшно! Самое страшное, в результате, не показано. А то, что показано, выглядит, опять же, героико-пафосно.



Несмотря на всё это безобразие, фильм смотрится очень живо, динамично, но чтобы досмотреть до конца, надо постараться забыть о времени и месте действия.

В том же 1956-м году вышел самый известный фильм тандема Маевская-Маслюков - "Педагогическая поэма", по одноименной книге выдающегося педагога А.Макаренко. То же самое: коммунизм, партия, идеология. Но тут речь идет о реальной и серьезной социальной проблеме: условия жизни целого поколения беспризорных детей, потерявших родителей в годы Гражданской войны. Мир беспризорников показан, как я полагаю, достаточно реалистично, характеры переданы адекватно, фильм смотрится с интересом. Правда, режиссеры ищут любой повод, чтобы вставить что-нибудь идеологическое. Например, в конце Максим Горький толкает возвышенную речь.

Единственный фильм, снятый Мечиславой Маевской в одиночку, - "Военная тайна" (1958). Он и показался мне самым интересным и достойным внимания.

Военная тайна (Мечислава Маевская)

Выражаясь современным языком, "Военная тайна" - это трибьют Аркадию Гайдару. Сценарий написан по мотивам "Сказки о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове". В оригинале действие происходит в годы иностранной интервенции, главный герой - Мальчиш-Кибальчиш - борется с врагами-буржуинами. В фильме действие перенесено в годы после Великой Отечественной войны. Никаких "буржуинов" уже нет, так что враги - исключительно внутренние. Место действия - Крым, пионерский лагерь "Артек". Кто там бывал испытает ностальгические чувства при просмотре "Военной тайны".



"Сегодня праздник у ребят, ликует пионерия..."



Мы видим жизнь пионеров, у которых свои небольшие драмы и приключения. Главная героиня - неопытная пионервожатая Натка Шагалова (актриса Нина Антонова). Ее отношения с подростками складываются непросто...



Интересный прием: когда Натка рассказывает перед сном детям историю про Мальчиша-Кибальчиша, мы видим анимационную вставку - по сути, полноценный мультфильм.





Произведение Гайдара проиллюстрировано в мультике от начала и до конца. Что касается основного кино, то от изначальной истории осталась одна, но ключевая сюжетная линия: противоборство маленького мальчика с "врагами". Группа пионеров обнаружила, что неподалеку действует шайка вредителей, тайно хранивших динамит. Решающую роль в раскрытии преступников сыграл Алька - самый младший из героев, мальчик лет 7-8. Происходит невероятная вещь для советского кино - смерть ребенка! Алька, как и его прототип Мальчиш-Кибальчиш, жертвует жизнью ради поимки злоумышленника.



Кажется, что это перебор. Время ведь не военное, и "врагом" оказался пьяница-недотепа. Зачем убивать ребенка? Непонятно... Но можно восхититься смелостью и решительностью авторов. Сейчас такие неожиданные развязки придают дополнительную ценность фильму и несколько выбивает шаблон: не всё так просто и прямолинейно было в советском идеологическом кино!
В целом, "Военная тайна" - многослойное кино: здесь есть и психологическая драма, и приключения, и даже мультик. Идеологический пафос не так бросается в глаза, хотя, возможно, это мое субъективное ощущение, ведь перед "Военной тайной" я закалился "Партизанской искрой"... Через несколько лет М.Маевская сняла еще одну ленту, совместно с Маслюковым - "С днем рождения" - к сожалению, недоступную. Дальнейшая биография Мечиславы Здиславовны известна лишь избранным историкам-киноведам.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Луна №2

    №1 Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Анфас / профиль

    Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Коридоры №3

    №1 + №2 Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments