altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №23

Тамара ЛИСИЦИАН


Тамара Лисициан



Тамара Лисициан - российский режиссер с армянскими корнями. Биография этой женщины увлекательна, а в молодые годы насыщена приключениями: участие в Великой Отечественной войне в качестве разведчицы, попадание в плен, побег из концлагеря. Когда все эти приключения закончились, Тамара Николаевна вышла замуж за сына видного итальянского коммуниста и начала осваивать киномастерство. Правда, получился из нее слабый режиссер, хотя есть в ее работах многое достойное внимания.

Связи с западным обществом дало ей особые привилегии: ей было позволено то, о чем ее более заслуженные советские коллеги и мечтать не могли. Например, выезды в Западную Европу (Италия, Франция) для съемок достоверной натуры. Это было необходимо для фильмов "Загадочный наследник" (1987), "Чиполлино" (1973). В "Чиполлино" в прологе появляется сам автор сказки Джанни Родари. Правда, западная атмосфера не слишком помогла Тамаре Николаевне в художественном плане: фильмы вышли невзрачные, особенно последний - уж лучше посмотреть мультик. Даже мультяшный коварный Синьор Помидор как-то роднее...

Чиполлино (Тамара Лисициан)


Еще одна привилегия Тамары Лисициан - возможность затрагивать острые темы из сферы внешней политики. Вот, например, "Тайна виллы «Грета»" (1983) разоблачает масонов в неназванной южноевропейской стране, в которой угадывается Италия. Масоны в советском кино?? Бывает и такое. Т.Лисициан даже показывает ритуал посвящения в масоны.

Тайна виллы Грета (Тамара Лисициан)

В политическом триллере "На Гранатовых островах" (1981) по роману Генриха Боровика разоблачаются американские спецслужбы, вдобавок выставляется в нелучшем свете американская журналистская элита. К слову, это лучший фильм Тамары Лисициан. В нем есть закрученный сюжет, некое подобие саспенса, неожиданная концовка. И еще лента поражает своей актуальностью - видимо, авторы и сами не ожидали, что показанные в нем геополитические сценарии реализуются спустя 20-30 лет! Гранатовые острова - это вымышленное государство, маленькая республика, в которой была обнаружена нефть. Дальше можно не продолжать...

Еще одна "прозападная" особенность работ Тамары Лисициан - это появление в кадре различных предметов западной культуры: от баночек Кока-Колы до иностранных журналов.

На гранатовых островах (Тамара Лисициан)
кадр из фильма "На гранатовых островах"

В целом, творчество режиссера хромает, как говорится, на обе ноги. С грехом пополам работы вытягиваются на более-менее приличный уровень - где-то за счет актеров, где-то благодаря хорошему сценарию. Но однажды Тамаре Лисициан удалось сотворить такой "шедевр", мимо которого пройти невозможно!

Джельсомино (Тамара Лисициан)

Да, я сделал исключение: во вступлении к проекту "Советские женщины-режиссеры" прописано, что от каждого режиссера я беру самый лучший фильм. Но здесь другой случай: фильм настолько нелеп, что его можно даже полюбить за эту зашкаливающую нелепость, особенно если кто-то испытывает к нему ностальгические чувства. Увиденный в детстве "Джельсомино" не может оставить равнодушным!



"Волшебный голос Джельсомино" (1977) - детская музыкальная сказка по по повести Джанни Родари "Джельсомино в Стране лжецов". По сюжету, у мальчика Джельсомино очень сильный голос, из-за чего его выгнали из родной деревни. Авторы фильма реализовали эту черту "как есть", добавив к голосу актера Сережи Крупенникова акустические эффекты, как будто он говорит в мегафон. Выглядит это странно: герой сидит, разговаривает сам с собой, при этом его должна слышать вся округа, но почему-то никого не волнует, что под окнами орёт какой-то парень...



В городе, куда попал Джельсомино, много уличных кошек и собак. Почему авторы не привлекли нормальных, живых зверей? Вместо реальных кошек и собак мы видим жуткие куклы, которыми только детей пугать.




Очень нелепо выглядит сцена, когда местные полицейские по сюжету ловят кошек, но выглядит это так, как будто дяденьки мучают кукол )))



В надписях и вывесках используется латиница с кириллицей вперемешку. Как дети должны это читать?




Есть в сказке такая героиня - Кошка-Хромоножка (ну и кличка!) Полфильма она разговаривает противным писклявым голосом и выглядит как кусок красного картона.



После такого креатива даже не хочется анализировать собственно историю. Вкратце, Джельсомино с Кошкой-Хромоножкой и еще одним товарищем устраивают революцию и свергают "буржуев". Главный "буржуй" - Владимир Басов. Единственная яркая роль в фильме.



Конечно, "Джельсомино" - никакая не сказка. Это аллегория, в которой зашифрованы различные коммунистические идеи. Джанни Родари был коммунистом, Тамара Лисициан - жена коммуниста. В действительности, какими бы "западными" ни были ее фильмы, везде на первый план выходит советская идеология, что, опять же, шло в ущерб реализации Тамары Лисициан как кинорежиссера.

Справедливости ради надо сказать, что Тамара Николаевна, несмотря на все вышеописанные недостатки, внесла большой вклад в кино: писала сценарии, снимала научно-популярные, документальные, короткометражные фильмы, участвовала в восстановлении старых советских кинолент. В целом, она внесла в советское кино свою интересную струю.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Alter'неделя №16 (22.04)

    ТЕМА НЕДЕЛИ Канны 2019: скандал на ровном месте 72-ой Каннский кинофестиваль пройдет уже в мае. На прошлой неделе организаторы показали постер…

  • Alter'неделя №15 (15.04)

    ТЕМА НЕДЕЛИ Битва кинокритиков Самый популярный российский кинокритик Антон Долин все-таки имеет уникальный талант вляпываться в скандалы, а…

  • Alter'неделя №14 (08.04)

    ТЕМА НЕДЕЛИ Ушел из жизни Георгий Данелия (1930-2019) Когда умирает великий режиссер, все говорят: вот теперь точно - ушла эпоха! Но проходит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments