altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №2

Гюльбаниз АЗИМЗАДЕ


Гюльбаниз Азимзаде Гюльбаниз Азимзаде



Гюльбаниз Юсуфовна Азимзаде представляет азербайджанский кинематографи и, скорее всего, является единственной женщиной-режиссером в истории этой страны. Г.Азимзаде нельзя назвать сильным режиссером, но совершенно точно - добрым. Главные герои ее фильмов, будь то дети, взрослые или пожилые люди, - добрые, понимающие, компромиссные. Интонации гуманизма проходят через все ее работы без исключения. Можно догадаться, что Гюльбаниз Азимзаде очень любила детей, и детская тематика - основная для нее, что уже ценно: снимать фильмы про детей - задача деликатная.
Дети в фильмах Азимзаде - это подростки 10-15 лет, впервые в жизни сталкивающиеся с важными вопросами: кто я в этом мире? кем мне быть? о чем мечтать? В фильме "Вот придет август" (1984) мальчик Ариф решает стать моряком, как его погибший отец. Для этого ему приходится преодолеть сопротивление родных и пройти ряд психологических испытаний.
Но самый лучший фильм режиссера - "Только остров не возьмешь с собой" (1980).
Только остров не возьмешь с собой (Гюльбаниз Азимзаде)

Здесь мы видим уже девочку - Наилю. Роль исполняет Аян Мир-Касимова, красивая молодая актриса, которая появится в других фильмах Азимзаде. Ее, пожалуй, можно назвать самой яркой детской актрисой Азербайджана, хотя других я и не знаю...


Наиля в летние каникулы приезжает на маленький остров в Каспийском море, где егерем работает ее бабушка.


Поначалу тут скучно - никаких подружек, только зверье всякое бегает и строгая бабушка учит жизни.


Но вдруг взгляд на окружающий мир у девочки резко начинает меняться. Ей открывается природа, которая, словно родная мать, добра и аккуратна с девочкой. У Наили происходит настоящий прорыв в познании мира. Она счастлива.




У Г.Азимзаде здорово получилось показать перемену в мировосприятии ребенка, а также передать гармоничную атмосферу острова.


Кое-где даже использованы спецэффекты, что пришлось очень к месту.


По сюжету там, на самом деле, не всё так гладко: живой природе острова вдруг начинает грозить опасность из-за технологической аварии поблизости. Это печальное событие только усиливает впечатление девочки от пребывания на острове. Добро познается вкупе со злом...

Гюльбаниз Азимзаде - все-таки не мастер высшего уровня, разве что в родном Азербайджане она почитается как классик. Тем не менее Гюльбаниз Юсуфовна выдерживала неплохой средний уровень, и явных провалов у нее не было. Ну а за особое внимание к проблемам подросткового взросления отдельно можно ее похвалить.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments