altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №1 - Нийоле Адоменайте

Нийоле АДОМЕНАЙТЕ


Нийоле Адоменайте Нийоле Адоменайте



Нийоле Винцовна Адоменайте, режиссер из Литвы, успела захватить советскую эпоху, как говорят в спорте, "на ленточке", хотя тематика ее работ - не просто советская, она затрагивает трагические моменты из истории страны, о которых мало кто из режиссеров решается заговорить. Вот и первый ее фильм - "Кома" (1988) - посвящен лагерной теме.
Фильмов о жизни репрессированных в системе ГУЛАГ в принципе мало, а фильмов о репрессированных женщинах я вообще не знаю... Точнее, не знал - до знакомства с "Комой" Адоменайте. Название о многом говорит: мрак, бытовуха, насилие...
Кома (Нийоле Адоменайте)

Девушка, увлекающаяся поэзией, по глупости попадает в этот ад, прочитав однажды вслух стих Цветаевой. Фильм ценен воспроизведением атмосферы лагеря, характерными персонажами, но больше напоминает серию зарисовок о лагерной жизни, без четкого сюжета и замысла (просто поглядите, как там было ужасно), да и по хронометражу "Кома" не тянет на полноценное кино. Поэтому мы обратим внимание на другое произведение, тоже не самое легкое для восприятия, - "Дом на песке" (1991).

Дом на песке (Нийоле Адоменайте)

Ленинград, конец 30-х - начало 40-х годов - то, что называется "предвоенная эпоха".
Дом на песке (Нийоле Адоменайте)

Пожалуй, одна из главных задач фильмов о том времени - дать предчувствие грядущей трагедии. Яркий пример - "Завтра была война" (Ю.Кара). Адоменайте тоже справилась с этой задачей. Герои фильма - декаденствующие интеллигенты, которые не могут разобраться в самих себе, в своих желаниях и мечтах. Прямо как у Чехова.
Дом на песке (Нийоле Адоменайте)

В этом эмоциональном болоте обнаруживается необычный островок - девушка Соня, наивная дурочка.
Дом на песке (Нийоле Адоменайте)

Интеллектуальные товарищи берут ее в свою тусовку в качестве объекта для шуток и для поднятия и так уже высокой самооценки. "Вот мы какие умные и циничные!" Этот номер оборачивается против них: Соня - олицетворение доверчивости и наивной доброты - отзеркаливает этим монстрам все их моральные уродства. Через несколько лет история сметет весь этот декаданс в бездну, а на первый план выйдут именно такие персонажи, как Соня, - женщины, готовые во время войны спасать чужие жизни и утешать страдающих - для этого много интеллекта не нужно.


Нийоле Адоменайте оставила небольшое наследие - она не успела снять много, видимо, из-за проблем со здоровьем. Обращение к тяжелым "женским" темам тоже, возможно, как-то ее подкосило. Прожила всего 50 лет...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments