altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Повесть о поздней хризантеме (1939, реж. Кэндзи Мидзогути)

Для тематической кинорулетки "Японская классика №2".

С чем ассоциируется у нас традиционное искусство Японии? С минимализмом, сдержанностью, тщательной проработкой каждой детали, символизмом, философским подтекстом. Идеальная гармония формы и содержания. Кабуки, бунраку, сад камней, сямисэны, бонсай, хокку и т.д. Старые японские фильмы, снятые еще до послевоенной американизации, легко поставить в этот же ряд. Несмотря на то, что киноискусство - явление относительно новое, основные черты традиционного японского искусства аккуратно перешли в кинематограф. Яркий пример - "Повесть о поздней хризантеме", тут одно название - произведение искусства.



Кэндзи Мидзогути - фигура в японском кино максимальной величины, наравне с ним, может быть, только Ясудзиро Одзу. Смотришь "Повесть о поздней хризантеме" и понимаешь, насколько это выдающийся мастер, и не только как кинематографист, но и как знаток японской традиционной культуры. Каждое мельчайшее движение камеры продумано и имеет свой смысл - как, например, любой жест актера в театре кабуки; сдержанный минималистичный монтаж без крупных планов подобно созерцанию сада камней, хоть и статичного, но в какой-то момент может возникнуть оптическая иллюзия движения песка и камней. Похожие ощущение возникает при наблюдении за актерами Мидзогути, которые, с одной стороны, демонстрируют достаточно статичные, одномерные характеры персонажей, с другой - создают подвижный эмоциональный мир, глубина которого считывается по еле заметным деталям. Опять же, как в театре кабуки.



Любимая тема Мидзогути - сложная судьба японской женщины. В детстве Кэндзи Мидзогути его старшую сестру продали в гейши - это событие предопределило сочувственное отношение к женщинам в творчестве будущего режиссера. Тема несправедливого отношения к женщинам в патриархальном японском обществе часто поднимается в фильмах Мидзогути. В каждом втором названии упоминается женское имя или производное от слова "женщина" ("Жизнь куртизанки Охару", "Портрет госпожи Юки", "Утамаро и его пять женщин" и т.д.). Возможно, и наша "хризантема" - это символ чего-то женского, надо спрашивать у знатоков японской символики.



"Повесть о поздней хризантеме" - фильм о женщине, которая приносит себя в жертву возлюбленному-актеру. Кикуносуке - сын известного актера кабуки Кикугоро, который видит в нем наследника своего мастерства. Проблема в том, что Кикуносуке - плохой актер, он и сам это понимает, но все окружающие ему льстят по указанию отца, опасающегося травмировать сыночка жесткой правдой (странный педагогический метод). Единственная, кто говорит Кикуносуке всю правду в лицо - это служанка Отаку. Ее искренность подкупает молодого человека, между ними возникает любовь - запретная, ведь сын великого актера не может связаться с простой служанкой. Кикуносуке выбирает для себя путь изгоя, набирается жизненного опыта в бродячем театре и раскрывает, наконец, в себе актерский талант. Отец принимает его обратно в свой театр, восходит новая звезда театра кабуки, в то время как Отаку умирает в одиночестве от туберкулеза. Ведь ее низкий социальный статус как был, так и остался. И вступить в брак с Кикуносуке ей никак нельзя.



Конечно, мы можем легко сказать, мол, Отаку сама виновата, никто ее не просил жертвовать собой, да и с чего она влюбилась в Кикуносуке, явно недостойного такой любви. Но в те времена в Японии было всё немного не так, как у нас сейчас. Свобода выбора была минимальна, особенно для женщины. Жертвенность Отаку - не из-за отсутствия самоуважения и глупой влюбленности, а из-за неосознанного протеста против чересчур жесткой социальной системы.



Предполагаю, персонаж Кикуносуке специально изображен в фильме "плоским", бесхарактерным, вообще никаким, хотя режиссер позволяет нам любоваться его обликом со всех сторон, и в гриме, и без грима. Тогда как Отаку мы долгое время не видим в лицо - только сзади или сбоку. Таким образом режиссер, видимо, подчеркивает ее незначительность в обществе - тем трагичнее звучит история. Выводы грустные: успешными становятся люди-маски, искренние люди обречены на страдания.



Также опубликовано на Яндекс.Дзен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments