altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Тени и туман (1991, реж. Вуди Аллен)

Для выездной тематической кинорулетки "Фильмы Вуди Аллена".

Режиссерская фильмография Вуди Аллена настолько велика, что ее можно делить на периоды, этапы, категории, подкатегории. Интересное киноманское упражнение. Вот возьмем "Тени и туман". Фильм относится к достаточно долгому периоду, когда музой Аллена была актриса Миа Фэрроу. А мне, например, больше нравится более ранний, Дайано-Китоновский период. Идем дальше, "Тени и туман" попадает также в более узкий период - условно "бергмановский", когда Вуди аккуратно переосмысливал творчество великого Ингмара Бергмана и разбрасывал в своих фильмах отсылки к нему. Наконец, "Тени и туман" - один из самых заметных пунктов в категории "подражательских" фильмов Вуди Аллена.



Необходимо отметить, что Аллен не подражает тем или иным великим режиссерам в ученическом смысле этого слова, а переосмысливает их произведения, наполняя своими многочисленными фирменными фишками с большой порцией доброй иронии. За стилистическую основу "Теней и тумана" взяты старые немые фильмы немецких режиссеров Мурнау, Фрица Ланга, Роберта Вине - все трое ассоциируются с так называемым "немецким киноэкспрессионизмом", для которого характерны причудливые декорации, параноидальная атмосфера, экспрессивная актерская игра и, самое главное, игра со светом и тенью. Вуди Аллен с оператором Карло ди Пальмой отлично поработали над воспроизведением мира из немецких фильмов 1920-х годов в студии Kaufman Astoria (съемки проводились исключительно в павильоне). Получился старый городок с тесными улочками, окутанный ночным туманом. Именно в такие туманные ночи выходит на охоту маньяк-душитель.







Присутствуют и отсылки к Бергману ("Вечер шутов"), и к русской классической литературе, которую так любит Вуди Аллен (см. его "Любовь и смерть"). Фамилия главного героя в исполнении Вуди - Kleinman, т.е. "маленький человек", про которого мы писали в школьных сочинениях на уроках литературы. Кляйнман в фильме и есть "маленький человек", который боится каждого шороха и пресмыкается перед начальством, чтобы получить должность с окладом на 2 доллара больше. Учитывая, что всю эту историю придумал Вуди в какой-то степени про себя, естественным кажется, что "маленький" в конце оказывается "большим" (ловит маньяка). А потом снова "маленьким" (начинает унижаться перед новым покровителем). Что называется - самоирония.



Есть у Вуди Аллена еще одна кинокатегория - проходные фильмы, которые сами по себе неплохи, но на фоне признанных шедевров ("Энни Холл", "Манхэттен", "Зелиг" и др.) они теряются. "Тени и туман" имеют скромный рейтинг, а эксперименты со стилизацией высоко могут оценить только продвинутые киноманы и киноведы. Для простого зрителя действие слишком скучное, диалоги не такие искрометные, как в лучших фильмах Вуди Аллена, да и ожидания захватывающего детективного триллера про маньяка испаряются в первые же минуты просмотра. К тому же изображение черно-белое. Всё это вовсе не означает, что фильм неудачный. "Тени и туман" - тот случай, когда скрытую шедевральность фильма можно оценить, только если вы принимаете вудиалленовский стиль. Соответственно, отмечаем еще одну категорию: незаметные шедевры Вуди Аллена.





Пересмотрев "Тени и туман" для кинорулетки (так получилось, что я уже видел всё у этого режиссера), я обнаружил незамеченные ранее мотивы и намеки. Например, некоторые эпизоды предвосхищают зарождение нацизма в немецком обществе. Жители города настолько одержимы целью поймать маньяка, что готовы линчевать любого подозрительного прохожего. Жертвой активистов гражданского патрулирования может стать любой не-такой-как-все, в том числе, наш главный герой Кляйнман, который как-то подозрительно сильно нервничает. Кроме того есть коротенькая сценка, казалось бы, совершенно лишняя, где патрулирующие граждане хватают целую семью с еврейской фамилией. Просто потому что они подозрительные. Тут мы уже понимаем, что эта история не про ловлю маньяка, а про устранение "неудобных" соседей под видом ловли маньяка. И абсолютно логичным получается финал, которые многие посчитали нелепым: пойманный и надежно связанный убийца чудесным образом освобождается от цепей и убегает промышлять обратно в город, а значит, жертв будет еще больше. Так им и надо, этим горожанам!



Моя оценка: 7,5/10

Отзыв также опубликован на Яндекс.Дзен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments