altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Моя презентация для LJmeetup "Современное российское кино: почему его можно и нужно смотреть?"

Как уже сообщалось ранее, я был одним из спикеров на блогерской встрече LJmeetup-Екатеринбург. Тема моего доклада "Современное российское кино: почему его можно и нужно смотреть?". Выступление состоит из двух компонентов: презентация со слайдами + текст доклада. Для ЖЖ я просто соединил первое со вторым, причем текст доклада, который я написал заранее, не соответствует на 100% тому, что я говорил в микрофон, т.к. в текст я не подглядывал. Что-то в итоге не было озвучено из-за моего волнения или экономии времени, что-то добавилось по ходу дела в виде импровизации. На всякий случай хочу отметить, что это не научный доклад, а короткая презентация, раскрывающая тему достаточно поверхностно.



Когда где-то начинается разговор о современном российском кино, часто вспоминают яркий монолог героя Юрия Чурсина в фильме «Изображая жертву». Процитировать здесь мы его не сможем в целях соблюдения приличия, но вы наверняка его помните.



В своем докладе я постараюсь объяснить, почему российское кино на самом деле находится в нормальном состоянии, а все утверждения об его кризисе основаны на мифах и стереотипах. Для начала посмотрим, каким вообще бывает российское кино последних лет.



1. Массовое зрительское зрелищное кино с большими бюджетами, хиты кинопроката.
2. Авторское кино, которое достаточно часто попадает на все престижные европейские кинофестивали и иногда там что-то выигрывает. В эту категорию попадает так называемый арт-хаус – более специфическое кино на любителя.
3. Работы наших независимых режиссеров, которые благодаря развитию интернета и новых технологий увеличивают год за годом свою аудиторию, всё дальше выходя из андерграунда.



Начнем с блокбастеров. По данным сайта kinobusiness.com, в списке самых кассовых российских (постсоветских) фильмов первые четыре строчки занимают фильмы, выпущенные в последние два – два с половиной года (по сборам в рублях). Это «Движение вверх», «Т-34», «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», «Последний богатырь». Что красноречиво говорит о том, что российская киноиндустрия развивается.

«Движение вверх» - самый кассовый российский фильм в новейшей истории, это спортивная драма, рассказывающая о драматичной победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Победа над американской дрим-тим была достигнута буквально в последние мгновения матча, и в фильме этот исторический эпизод воспроизведен очень детально и зрелищно. Именно из «Движения вверх» возник самый популярный интернет-мем, связанный с российским кино: «За себя и за Сашку!»



Противоречивую природу российских блокбастеров замечательно раскрывает видеоблогер Бэдкомедиан. Его обзор на «Движение вверх» в прошлом году взорвал российский интернет и стал суперхитом Ютуба. Обратите внимание на количество просмотров, соотношение лайков и дизлайков, а также на длительность обзора – хронометраж больше, чем у самого фильма! Бэдкомедиан, на мой взгляд, справедливо разгромил фильм, в первую очередь, за сценарные ляпы, нелепости, нелогичности, сюжетные шаблоны и т.д. Но в то же время мы понимает, что несмотря на аргументы хэйтеров, кассовый успех и народную любовь к этим фильмам никто уже не отменит. Хорошо это или плохо, что народ любит откровенно слабые с кинематографической точки зрения, но очень зрелищные и духоподъемные фильмы – вопрос сложный…



Особенности российских блокбастеров:
1. В настоящее время можно смело говорить о том, что наши продюссеры, режиссеры умеют делать действительно зрелищное, захватывающее кино почти в лучших голливудских традициях.
2. К сожалению, при беспристрастном анализе этих фильмов вскрывается множество недостатков художественного и морально-этического свойства. Тут есть над чем работать. С другой стороны, во время просмотра в кинотеатре на большом экране эти недостатки незаметны и не мешают насладиться зрелищем.
3. Если фильм финансируется государственными структурами, и финансируется очень щедро, естественно, что создатели фильмов транслируют определенную идеологию – тут ничего не поделаешь. Мое убеждение заключается в том, что любая пропаганда снижает художественный уровень фильма. Но тема дискуссионная.



Переходим к российскому авторскому кино. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – самый успешный на мировой арене, самый обсуждаемый российский авторский фильм последнего времени. Это драма о разрушении семьи, о неумении или нежелании любить – не только ближнего, но и себя. По сюжету, родители собираются разводиться, спорят о том, куда девать ребенка, может быть, в детский дом, ребенок-мальчик случайно подслушивает разговор и уходит из дома с трагическими последствиями.



Несмотря на то, что сюжет фильма непосредственно не связан с социально-политической ситуацией в стране, «Нелюбовь» наполнена символами, метафорами, намекающими на грустное состояние современного российского общества. В этом смысле, название «Нелюбовь» касается не только семьи главных героев, но и страны в целом, которая, по замыслу режиссера, пребывает в состоянии «нелюбви». Хотя это только один из вариантов интерпретации. Самый скандальный символ из фильма – вот этот: героиня в олимпийке «Боско» занимается на беговом тренажере. Из-за таких символов режиссера многие обвиняли в русофобстве. Получается, в России многие не приняли фильм Звягинцева, зато его очень хорошо приняли в мире (одна из престижных наград в Каннах, плюс номинация на премию «Оскар»). Еще со времен дебютного «Возвращения» Звягинцев – один из наших главных представителей российского кино в мире.



Особенности российского авторского кино:
1. Отражает актуальные проблемы российской жизни. Здесь еще можно вспомнить фильм «Дурак» Юрия Быкова – пронзительную, душераздирающую историю про сантехника, который обнаружил критическое состояние общежития, которое вот-вот рухнет, и невольно запустил цепочку разоблачения коррупционной схемы на уровне ЖКХ в городе. И еще «Артимию», изображающую определенные проблемы в сфере здравоохранения.
2. В чем у нас нет недостатка, так это в талантливых режиссеров со своим авторским видением. Конечно, многим неудобны эти видения, их мнения и позиции, поэтому каждый из них обречен на постоянную критику со стороны хэйтеров.
3. Самый главный стереотип про русское авторское кино – это его «чернушность», чернуха. При этом мало кто понимает, что такое чернушность. В моем понимании, это концентрация на негативных сторонах жизни, на бытовых проблемах, семейных конфликтах, насилии, криминальных происшествиях, психических отклонениях и т.д. Чернуха – это не идеология, это всего лишь режиссерский прием, который кто-то использует талантливо, а кто-то бездарно. Сама по себе чернуха – ни хорошо, ни плохо, вопрос в том, кто и как ее использует.

В целом, на мой взгляд, наше авторское кино находится на хорошем европейском уровне.



Отдельно стоит отметить развивающееся независимое кино, которое становится всё более распространенным благодаря новым гаджетам и возможностям интернета. Кино независимое – это значит, что кино создается без привлечения государственных средств или средств крупных корпораций, создается на личные средства режиссера, его друзей, на добровольные пожертвования. В качестве примера назову имя режиссера Бориса Гуца, которому удалось реализовать модель прибыльного независимого кино. Его фильм «Фагот» снят на минимальные средства, фильм примечателен тем, что снят на Айфон, соответственно, не было расходов на дорогую съемочную технику. Как оказалось, на простой телефон можно снять вполне качественное, интересное кино. «Фагот» - это история про молодого человека (в кадр он ни разу не попадает, всё действие происходит как бы его глазами), который придумал «умный» способ расстаться с девушкой, признавшись ей, что он якобы гей. Неожиданно в это поверила не только девушка, но и все, кому она об этом разболтала в соцсетях, включая мать и сестру героя. Очень веселое и актуальное молодежное кино.



Особенности российского независимого кино:
1. Независимый статус позволяет как угодно экспериментировать с жанрами, да и с самой сущностью кинематографа в целом.
2. Независимое кино невозможно подвергнуть цензуре, потому что оно не стремится в широкий кинопрокат, ему не нужно официальное признание Минкультом. Как следствие, режиссеры позволяют себе смелые высказывания, шокирующие сцены, обилие нецензурной лексики и пр. В общем, это глоток настоящей свободы в российском кино.
3. Независимое кино находит своего зрителя, в основном, в интернете, в онлайне, и современные инструменты позволяют извлекать из этого прибыль.



Прошлый 2018 год стал прорывным для российских сериалов. В том году вышло три очень сильных проекта – «Домашний арест» (про чиновника-коррупицонера), «Звоните ДиКаприо» (про звездного актера, узнавшего, что у него ВИЧ), «Обычная женщина» (детективный триллер про женщину, ведущую двойную жизнь). Мне больше всего понравился «Домашний арест», главным автором этого проекта является бывший КВНщик Семен Слепаков. В этом году тоже выходят достойные проекты – «Содержанки», «Толя-робот», «Мертвое озеро», правда, до лучших сериалов 2018 года они не дотягивают.



Особенности современных российских телесериалов:
1. В сериальную индустрию идут лучшие деятели российского кино: режиссеры, сценаристы, актеры. Каждый год я выбираю лучшие актерские работы, и все чаще в ТОП лучших попадают актеры и актрисы из сериалов. Например, лучшей, на мой взгляд, женской ролью прошлого года является роль Анны Михалковой в сериале «Обычная женщина».
2. Любой хороший сериал должен поддерживать интригу и напряжение. Наши сериалы с этой задачей справляются. Правда, к сожалению, есть тенденция к снижению уровня с первых серий к последним. Но это общая беда сериалов.
3. Продюссеры дают режиссерам и сценаристам возможность экспериментировать, поэтому самыми обсуждаемыми становятся сериалы, в которых смешиваются жанры. Например, «Домашний арест» - это и комедия, и достаточно язвительная сатира. «Обычная женщина» - криминальная драма, детектив, психологический триллер.

По себе могу сказать, что мне всё больше хочется смотреть российские сериалы. Конечно, надо уметь фильтровать проекты и не смотреть всё подряд.



Напоследок хочется сказать, что российское кино достойно нашей любви и нашего внимания. Продукции выпускается достаточно много, чтобы выбрать что-то по настроению. Есть у нас и «попкорновые» расслабляющие хиты проката, и интеллектуальные фильмы для мозговой и душевной подпитки, и сериалы для вечернего просмотра после работы. Есть основания полагать, что дальше будет еще лучше и интереснее!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments