altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

И всё-таки оно НАШЕ: "Юморист" (реж. Михаил Идов)

Наше русское кино надо ценить и уважать, даже если оно плохое. Потому что оно про нас и нашу жизнь. Рубрика "И всё-таки оно НАШЕ" как раз об этом, правда, плохие фильмы в нее не попадают. Сегодня у нас - хороший фильм, режиссерский дебют Михаила Идова, более известного прежде в качестве сценариста (сериалы "Лондонград", "Оптимисты", к/ф "Лето" Кирилла Серебренникова и др.) и бывшего журналиста, главного редактора российской версии журнала GQ. Далее я постараюсь объяснить, почему "Юморист" - фильм важный, своевременный и правильный.



В разные эпохи были свои Поэты, выразители духа времени, лидеры культурной движухи общества, выступающие за социально-политические изменения в своей стране. Раньше это были в буквальном смысле поэты, к нам сегодняшним ближе, например, рок-музыканты 80-х, в настоящее время главные "поэты" - это, конечно, рэперы (как бы отвратительно это ни звучало, но факт есть факт). И вот к ним подтягивается новая группа "поэтов" - юмористы: стендаперы, видеоблогеры, продюссеры и сценаристы юмористических проектов. Юрий Дудь, автор youtube-канала "вДудь" (пожалуй, главного свободного СМИ в России на данный момент), в свое время обошел почти всех ключевых российских рэперов, в 2018 году поменял тренд, и с тех пор героями его выпусков часто становятся юмористы в широком смысле этого слова - Слепаков, Поперечный, Цекало, Руслан Белый, Бурунов, Таир Мамедов (в 2017 году еще были Бэдкомедиан и Мартиросян). В ноябре прошлого года Дудь зафиксировал особо значимую роль современных юмористов выпуском "Новый русский юмор" с участием трех молодых талантливых комиков.


Кадр из выпуска "Новый русский юмор: Гудков, Соболев, Satyr" / вДудь.

Современный российский юмор можно разделить на два направления, во многом противоположных друг другу по идеологии и по содержанию шуток: условно КВНовский и условно Comedy Club'овский (включая не только резидентов шоу на ТНТ, но и развивающееся движение стендаперов и передовые youtube-каналы незавесимых юмористов). Вот конспективно основные отличия:
- КВНовский юмор: подцензурный, безобидный, натужный, устаревший, "попсовый", усыпляющий.
- Comedy Club'овский юмор: свободный, острый, смелый, порой пошлый и похабный, но бьющий наповал; возбуждающий. Конечно, там и там есть хорошие и плохие авторы, качество шуток - отдельный вопрос.
В "Юмористе" в начале фильма есть сцена застолья с участием главного героя - успешного эстрадного юмориста Бориса Аркадьева. Интеллектуальная беседа плавно перетекает в культурную пьянку, в разговорах речь заходит в том числе о юморе: упоминаются советский КВН (как нечто "нафталиновое") и американский Comedy Club (как прогрессивная разновидность юмора). Здесь, на мой взгляд, содержится прямая отсылка на современную ситуацию с юмористическим шоу-бизнесом в России. А также ключ к пониманию режиссерского замысла.



Обратим внимание на главного героя. Борис Аркадьев - безусловно, представитель условного камедиклабовского направления, вынужденный работать в удушающей атмосфере эпохи позднего Застоя (действие происходит в середине 80-х). Другими словами, Аркадьеву приходится по-КВНовски шутить на официальной эстраде и в закрытых тусовках высокопоставленных чиновников, страдая от невозможности реализовать свой мощный юмористический потенциал. Борис Аркадьев - действительно уникальный талант, остроумный, мгновенно придумывающий острые шутки, в меру язвительный, бьющий своими репликами точно в больное место.


Борис Аркадьев

В середине 80-х советская геронтократическая система доживала свои последние дни. Система, образно выражаясь, умерла бы неизбежно от старческого истощения, но добили ее юмористы - на это нам намекает режиссер в гениальной сцене-аллегории ближе к финалу фильма. Борис Аркадьев, наконец, получает возможность прочитать standup-импровизацию, пусть не на сцене, а... в бане. Его шутки в буквальном смысле пронзают сердце генерала, олицетворяющего чахнущий политический строй. Вот он поверженный лежит в ногах у юмориста.



Почти все критики отмечают, что "Юморист" - кино про наше время, я могу легко присоединиться к этому мнению. Фильму Михаила Идова чудесным образом удается быть ностальгической ретро-драмой с качественным воспроизведением предперестроечной эпохи и одновременно абсолютно актуальным социально-политическим высказыванием. В финальных кадрах режиссер четко обозначает востребованность юмористов поколения Бориса Аркадьева и в наше время, изображая главного героя выступающим, вероятно, в качестве популярного стендапера в каком-то клубе.



Старые юмористы добили ту систему, новые юмористы однажды прибьют эту систему - такое высказывание читается в фильме. Юмор - мощное оружие для тех, кто выступает за изменения в социально-политической системе. Если только юмор не "КВНовский". "Юморист" вошел в число современных авторских российских фильмов-предупреждений о том, что сегодня в нашей стране что-то идет не так. Дерзкий "Ученик", разоблачительный "Дурак", деморализующий "Левиафан"... "Юморист" по интонации подобен главному герою, сдержанному псевдо-конформисту, мудро выжидающему нужного момента, чтобы нанести удар. Прямо сейчас никакого удара не будет, "Юморист" получился заведомо нескандальным, обманчиво конформистским, но, возможно, спустя годы его будут воспринимать пророческим. Новые дерзкие и злые юмористы уже близко!

Моя оценка: 8/10
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →