altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

И всё-таки оно НАШЕ: "Фагот" (реж. Борис Гуц)

Российское независимое кино иногда приятно удивляет неожиданными творческими экспериментами. Таким фильмам, в том числе, посвящена рубрика "И всё-таки оно НАШЕ", в которой мы анализируем явные удачи и незаметные достижения российских режиссеров. Сегодня предметом разбора станет самый яркий и самый дерзкий российский инди-проект прошлого года - комедия "Фагот" от режиссера Бориса Гуца, хорошо известного блогерскому сообществу "Живого журнала".



"Фагот" - почувствуйте торжество момента - вошел в историю российского кинематографа! Как первый российский фильм, снятый полностью на смартфон (в данном случае, на iPhone 7 Plus) и выпущенный в прокат. Выражение "Снято на телефон" стало главной маркетинговой фишкой фильма, этот факт в первую очередь отмечали кинокритики в своих рецензиях, об этом спрашивали в интервью у Бориса: как на айфон? почему на айфон? Реклама работала, и "Фагот", по моим наблюдениям, получил на порядок больше внимания в разных зрительских кругах в сравнении с предыдущей работой режиссера "Арбузные корки". Дополнительным преимуществом новинки стал и ультракороткий для полнометражного фильма хронометраж - всего 1 час. Как следствие, отсутствие провисаний, высокая концентрация "юмора" (беру в кавычки, потому что юмор у Бориса специфический). Идеальный вариант для тех, кто постоянно грозится сократить тот или иной фильм "на полчасика", будь он на месте режиссера.


Так снимали фильм на смартфон. Фото из паблика ВК.

Кто-то скажет: "Снимать на телефон - выпендреж!". Если вы думаете, что любой начинающий режиссер сможет легко снять интересный фильм (пусть любительский короткометражный) с помощью мобильного устройства, не спешите с выводами. Оказывается, киносъемка на смартфон - целая наука, которой Борис Гуц обучает желающих создавать кино будущего в рамках проекта "Лаборатория мобильного кино". Здесь вы можете почитать 12 правил съемки кино на смартфон, самое полезное звучит так:



Да, обидно потерять ценный материал из-за того, что вашу "кинокамеру" внезапно позвонила мама... Если серьезно, я бы вряд ли заинтересовался каким-нибудь фильмом только из-за того, что он снят необычным способом. Съемка на смартфон должна быть оправдана не только отсутствием средств на дорогую аппаратуру, но и художественными задачами. В "Фаготе" телефонная съемка абсолютно уместна с точки зрения сценария и локаций (в основном, это обычные квартиры). Все сцены в фильме мы наблюдаем глазами главного героя Максима - соответственно, мы его ни разу не увидим (вот еще одна редкая "фишка": невидимый главный герой). Все персонажи в кадре - женщины: девушка Максима, сестра, мама, коллега.







Максим хочет расстаться с Олей, но не знает, как ей это преподнести. Наконец, придумывает "гениальную" отмазку и сообщает подружке, что он - гей. Оля - типаж из анекдотов и мемов про стервочек, выносящих мозги своим парням на ровном месте. Вот например:

Оля (проверяя список контактов в телефоне Максима): Что это за "Т."?
Максима: "Т"... Такси, наверное.
Оля (зверея): А может быть Татьяна, бывшая твоя?!




Пережив неприятное известие, Оля изливает эмоции в Фэйсбук, сообщая всему миру, что ее бывший парень - гей. Понятно, девушка в бешенстве хочет публично опустить героя, но - внезапно - все поверили! Оказывается, друзья, знакомые, родственники давно подозревали, что Максим "из этих". Всплыла какая-то мутная история из детства, когда маленького Максима якобы пытался совратить сосед. Здесь и начинается комедия, когда главный герой пытается доказать обратное, вроде бы успешно, но в результате только ухудшает свое положение. Название "Фагот" - не только музыкальный инструмент (который сыграет в фильме свою пикантную роль), но и грубое выражение из английского языка. Погуглите faggot - многое поймете о моральном облике персонажа.



"Фагот" - фильм псевдо-антигомофобный. Режиссер изящно вскрывает страхи и тревоги обычных людей относительно представителей нетрадиционной ориентации, в одном эпизоде Максим даже произносит практически манифест в поддержку ЛГБТ. Где-то я видел список лучших квир-фильмов 2018 года, и "Фагот" там присутствует. С другой стороны, кино вообще не об этом. Не про геев, а про тех, кого называют более грубым синонимом этого слова, ну вы поняли. Также я бы не стал интерпретировать фильм как историю о бедном мальчике, которого задавило женское окружение. "Фильм о том чудовищном прессинге, в котором находится в сегодняшнем обществе мужчина, окруженный женщинами. Он в тисках" (Антон Долин в эфире радио "Маяк"). Антон Долин, на мой взгляд, сильно преувеличил психологический подтекст фильма, уж точно Максим, взрослый парень - не жертва коварных женщин, он инфантильный, эмоционально незрелый молодой человек, не замечающий своих косяков в общении с людьми.



Борис Гуц снял простую, жизненную, актуальную комедию с отличными "живыми" диалогами (один из принципов режиссера - брать материал из реальных, в т.ч. подслушанных разговоров), с большим количеством важных мелочей, побуждающих к пересмотру (хочется увидеть все скрытые намеки). "Фагот" не затрагивает ключевые вопросы нашего бытия и не делает глобальных выводов. Это маленький срез нашей безумной реальной жизни, поданный в оригинальной и лаконичной форме. В этом фильм по-своему совершенен. Посмотреть его можно в онлайн-кинотеатрах.

Моя оценка 7/10

Этот материал также доступен на Яндекс.Дзен.
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments