altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Микеланджело Антониони. Часть 3: ранние короткометражки

До начала серьезной кинорежиссерской карьеры Антониони увлекался съемками документальных короткометражных работ. С 1943 по 1950 годы он успел снять с десяток небольших (примерно по 10 минут) зарисовок о жизни простых людей, жителей разных итальянских регионов. К сожалению, не все из этих фильмов нам доступны. Мне удалось найти только 5 ранних короткометражек Антониони.


1943: Люди с реки По
В 43-м году у власти в Италии какое-то время еще был Муссолини, а фашистский режим запрещал снимать фильмы о простолюдинах. Антониони нарушил этот запрет и снял короткий фильм о речных труженниках, обитающих в родной местности начинающего режиссера. Видимо, поэтому "Люди с реки По" впервые были показаны в 47-м году. Мы видим людей, которые практически живут в баржах, в плохих условиях, но их жизнь наполнена смирением, гармонией с природой. Критики считают, что эта скромная короткометражка дала толчок развитию одного из самых значимых направлений в мировом кино 20-го века - итальянскому неореализму. Вот так, еще будучи никому не известным, Микеланджело оставил след в истории кино.


1948: Метельщики с улиц
Снова десять минут - о жизни простых людей, в данном случае, римских дворниках. Интонации те же, что и в "Людях с реки По": тяжелая работа, низкое социальное положение, но никакого недовольства жизнью со стороны героев фильмы мы не видим. Антониони мастерски избегает жалости по отношению к этим "маленьким людям". Режиссер успевает показать, что и у них есть свои радости, и к жизни они относятся легко и спокойно. Я считаю, "Метельщики с улиц" - маленький шедевр, практически чистый образец раннего стиля Антониони!


1949: Суеверие
Антониони отправляется в южную Италию, чтобы снять ряд эпизодов о местных знахарях и ведуньях. Женщина готовит зелье из лягушек и змей (прям как в русской народной сказке!) и, видимо, насылает приворот на девушку. Получилось забавная работа, но тема магического воздействия всё же не раскрыта.


1949: Семь тростников - один костюм
Крайне нетипичная для Антониони работа - в жанре индустриального репортажа. "Семь тростников - один костюм" - о том, как в Италии из болотного тростника изготавливают вискозную ткань. Камера путешествует по разным фабрикам и цехам, прослеживая весь технологический процесс переработки растения и превращения его в новое химическое вещество. Такой немудреный фильм мог бы снять даже режиссер-любитель, но Антониони (вероятно, выполняя социальный заказ и показывая достижения итальянской промышленности) из потенциально занудной производственной истории делает "химический экшн". Процессы наглядно показанных химических преобразований выглядят увлекательно и пробуждают некий интерес к химической науке, даже сквозь кинопленку плохого качества! Фильм долгое время считался утерянным, но был найден в 1994 году в архивах и реставрирован.
раздача на РуТрекере с русскими субтирами


1949: Любовное притворство
Без перевода идея фильма смутно прослеживается. Несколько городских зарисовок из жизни людей разных профессий: автомеханика, актрисы и еще кого-то. Общая идея, видимо, такова: с ростом количества дешевых мелодрам, модных журналов, рекламных плакатов (то, что мы сейчас называем гламуром) истинные чувства людей отходят на второй план.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments