altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

И всё-таки оно НАШЕ: "Кислота" (реж. Александр Горчилин)

Неожиданные и незаметные удачи современного российского кинематографа становятся предметом изучения в рубрике "И всё-таки оно НАШЕ". Сегодня мы обратимся к проблемному молодежному кино, которое нечасто радует нас яркими и зрелыми работами. Про "Кислоту" Горчилина уже можно с уверенностью сказать, что за последние годы это один из самых удачных российских молодежных фильмов и один из самых лучших режиссерских дебютов (приз «Кинотавра» за лучший дебют). По кинематографическому мастерству "Кислоту", конечно, нельзя сравнивать, например, с Звягинцевым и Германом-мл. - это разные лиги. Что не мешает фильму Горчилина стать одним из самых обсуждаемых и взрывных российских фильмов 2018 года.



"Кислота" - почти бессюжетное повествование про двух друзей, представителей последней волны поколения миллениалов (поколения родившихся с 1980 по 2000 годы). Точнее, друзей было трое, но один из них в начале фильма совершает суицид в состоянии наркотического угара. Трагическое событие ломает хрупкое душевное равновесие оставшихся двух молодых людей, которым приходится с нуля выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром. Специалисты в качестве важнейшей черты, присущей миллениалам, называют зависимость от новых цифровых технологий, в частности, от гаджетов. В фильме Александр и Петр, юзающие модные смартфоны, постоянно испытывают проблемы со связью - в судорожной беготне от самих себя у них не находится времени, чтобы ответить на звонок или прочитать сообщения в мессенджере. Герои теряют свои "цифровые проекции" в онлайне, чему способствует осознание, что в любой момент они могут оказаться "оффлайн" в прямом и переносном смысле.

Ночной клуб, символизирующий мир иллюзий и вечного "цифрового" праздника:



А вот реальный "оффлайновый" мир:



В фильме эти кадры идут в противоположном порядке. В "Кислоте" много таких метафор, составляющих основную "ткань" фильма. Само название - многослойная метафора: это и в буквальном смысле кислота, и наркотик, и некое состояние, разъедающее душу изнутри. Фильм критикуют за отсутствие цельного сюжета, за невнятный месседж. Сам режиссер, отвечая на вопрос "о чем фильм?", путается в абстрактных понятиях и говорит банальные вещи. "Кислота" - про публичное одиночество, про невозможность определиться в самом себе. Про то, что мы чего-то хотим, но почему-то запрещаем себе. Про невозможность любви" (из интервью). Концепция фильма не поддается четкому формулированию, но если считывать действие на метафорическом уровне, всё сходится почти идеально.



"Кислота" еще интересна тем, что это своеобразная витрина актерских достижений школы Кирилла Серебренникова. Режиссер и основные актеры - участники коллектива "Гоголь-центра". Да и создавался фильм с мудрыми наставлениями (насколько это было возможно) Серебренникова, находящегося под домашним арестом. На съемках "Кислоты" собралась продвинутая команда молодых талантов, режиссеру Александру Горчилину во время съемок было всего 25 лет. Горчилин снимался у Серебренникова в "Ученике" и "Лете" (панк Свин). Горчилин мог снятся и в своей "Кислоте", даже проходил пробы, но в итоге не утвердил сам себя.



Главную роль сыграл Филипп Авдеев, также засветившийся в "Лете". С 2012 года – актёр в "Гоголь-центре".



Более жесткие экзистенциальные муки переживает Петя - именно он пробует кислоту, уже без всяких метафор. Это персонаж Александра Кузнецова, известного нам по ролям Скептика в "Лете" и Куницы в "Скифе".



Самоубившийся друг - это Петр Скворцов, сыгравший ранее главную роль в "Ученике" Серебренникова. "Кислота" - это уже третий, как минимум, фильм, где Скворцов предстает, скажем так, во всей красе в обнаженном виде. Вообще, склонность к эксгибиционизму прослеживается у этого поколения актеров. В "Кислоте" раздевается и Авдеев, можно вспомнить еще Горчилина, демонстрирующего в "Да и Да" Германики почти максимальную физиологическую открытость.



Необходимо также отметить и первую большую роль Арины Шевцовой, до этого она появлялась в мизерной роли в том же "Лете". Авдеев и Шевцова в "Кислоте" демонстрируют, пожалуй, лучшую сцену секса в российском кино не знаю за сколько лет - откровенно, немножко нервно, на самой грани, без пошлости.



После показа на "Кинотавре" и выхода в прокат к фильму Горчилина пытаются приклеить ярлык "портрет поколения". Однако ярлык не приклеивается, цельный портрет не складывается. Долин пишет про "Кислоту": "Амбициозная и не вполне удачная попытка поставить диагноз нынешнему поколению двадцатилетних". Попытка и не могла быть удачной, так как создатели фильма изначально не претендовали на такой глобальный охват. Замысел придумывался спонтанно, в основу сюжета легли личные переживания Александра Горчилина, связанные с самоубийством одного приятеля. Видимо, импульс спонтанности во многом предопределил форму фильма: получился фильм-энергия, а не фильм-история. И еще неизвестно, какой вариант снять сложнее. Неровный, обрывочный, как будто не до конца продуманный сюжет, акцент на экспрессивные и откровенные сцены - таковы проявления творческой свободы молодых пассионариев. Вдруг оказалось, что МОЖНО творить и такое. Даже за государственные деньги. "В принципе, конечно, мы обнаглели и сделали жесткий фильм. Здесь мы рискнули", - рассказывает Горчилин в интервью. Что ж, молодцы.



Моя оценка: 7/10
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments