altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Секс, ложь и видео (1989, реж. Стивен Содерберг)

Для тематической кинорулетки "Победители Каннского кинофестиваля".

"Секс, ложь и видео" - поэзия математики и психологии. Рассказ об этом фильме неизбежно перейдет в контекст психологического анализа, Содерберг тут не оставляет других вариантов. Попробую обойтись без занудства.



Начнем с математики. Сюжетная схема и концепция фильма я изобразил вот на таком графике:



4 персонажа: два мужчины и две женщины. На графике они расположены на разных полюсах: сестры Энн и Синтия и приятели Джон и Грэм являются противоположностями друг друга с точки зрения сексуального поведения и сексуальных отклонений.
Энн Бишоп - пуританка, воспринимающая секс как что-то запретное, грязное. Девичья фамилия Bishop (епископ) намекает на монашескую натуру женщины. В психологии это вроде называется "фрустрация сексуального ресурса". Синтия - любовница Джона (супруг Энн), девушка раскрепощенная, без секса жить она не может - стало быть, у нее аддикция.
Джон - грубоватый самец, дитя пороков под названием Ложь и Похоть. Ангелоподобный Грэм после неудачного любовного опыта в прошлом вообще отказался от секса, про себя утверждает, что он импотент.







Обратите внимание, график разделен по диагонали на две части - условно светлую и темную. Любовники Джон и Синтия - безусловно, олицетворяют "темную" сторону сексуальности, тогда как Энн и Грэм на "светлой" стороне. И неизвестно, чья сторона лучше: "аморальность" первых можно рассматривать как здоровую живую страсть, а "благообразность" вторых - как отказ от развития, от познания всех граней своей натуры. Каждый зритель может найти свое место на графике - необязательно рядом с одним из персонажей, ведь они олицетворяют крайности, а лучшее положение на графике - ближе к центру, к "золотой середине". Фильм "Секс, ложь и видео" - своеобразный инструмент психоанализа (а для кого-то и психотерапии), помогающий сориентироваться в вопросах сексуальности. При этом речь не идет о серьезных расстройствах, извращениях и пр. - фильм не об этом.





Режиссер-дебютант Стивен Содерберг сотворил сенсацию в Каннах, его фильм получил главный приз, хотя изначально не должен был присутствовать в основном конкурсе. Есть распространенное мнение, что ничего лучше Содерберг больше не снял. Я не так много у него видел, и пока что могу подтвердить это мнение. Как удалось молодому режиссеру снять настолько насыщенную, зрелую работу с идеально выстроенной концепцией? Думаю, дело в том, что режиссер вложил собственный жизненный опыт. По словам Содерберга, каждый из четырех основных персонажей отражает определенную часть его личности. В его жизни были ситуации, когда он вел себя как Грэм, Джон, Синтия, Энн.



Моя оценка: 8/10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments