altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

И всё-таки оно НАШЕ: "Гупёшка" (реж. Влад Фурман)

"И всё-таки оно НАШЕ" - рубрика для тех, кто любит русское кино, даже если оно где-то корявое-угловатое, ведь оно про нас и окружающую нас жизнь. В рубрику попадают более-менее достойные новинки российского кинематографа, сегодня рассмотрим камерную драму с любовным треугольником "Гупёшка".



В последнее время в российском кино укрепляет позиции жанр камерного-фильма пьесы (см. "Язычники"). Предпосылки этого явления понятны: перенос театральной пьесы на киноэкране не требует большого бюджета, а если уже имеется сыгранная театральная команда - вообще здорово. Талантов в наших театрах предостаточно, хватит на сто фильмов в год. В "Гупёшке" всего три персонажа - одна актриса, два актера, и глядя на них, лишний раз убеждаешься в величии российского театра.



"Гупёшка" - минималистичная камерная драма, экранизация пьесы Василия Сигарева - нет, не спешите закрывать вкладку, ничего общего с чернушным "Волчком" она не имеет. На фамилию драматурга можно не обращать внимания, история не является типичной "сигаревской". Это старенькая пьеса, постановку осуществил в 2003 году Влад Фурман в петербургском театре "Русская антреприза" им. Андрея Миронова. Через 14 лет он же, Влад Фурман сделал и киноверсию пьесы с участием почти тех же актеров из спектакля (в кино перешли Нелли Попова и Евгений Баранов, а вместо Олега Куликовича мы видим Михаила Разумовского). Кино изначально планировалось почти безбюджетное и "беспродюссерское", всё действие происходит в одной комнате, плюс несколько минут на улице и в подъезде. Фильм смонтирован в черно-белом изображении, что обусловлено не ограниченным бюджетом, а художественным замыслом. Ч/Б стирает привязку к какой-либо эпохе, делая историю универсальной. "Гупёшка" - это притча о женщине без самоуважения, необязательно русской женщине, принадлежность к национальности или к исторической эпохе тут не имеет никакого значения.



Время действия определять бесполезно, вы запутаетесь: где-то в кадр лезут предметы советского быта 50-70-х годов, потом внезапно упоминается "телевизор с большой диагональю". "Обычная вселенная, обычная галактика, обычная планета, обычная (мягко выражаясь) страна, обычный город, обычный дом, обычная квартира (только однокомнатная), обычная обстановка. И ситуация, в принципе, обычная – Он и Она. Мужчина и женщина. Тоже обычные". Так начинается пьеса Сигарева, универсальная притчевая концепция реализуется и в фильме.

Гупёшка (пренебрежительное название рыбки гуппи) - это прозвище главной героини Тамары, ее возраст также не имеет значения, хотя в фильме ей на вид примерно 40-45 лет. Вторым "на сцену" выходит Паша - донкихотовский типаж, благородный простак, он влюбляется в Тамару и решает вытащить ее из "болота". Не понимая, что невозможно помочь человеку, если он сам не хочет себе помочь. Муж Леонид откровенно вытирает ноги об Тамару, которая добровольно стелется ковриком перед супругом. Зачем она это делает? Якобы в благодарность за то, что он вытащил ее из деревни. Здесь вступают в силу законы психологии отношений, которые Сигарев и Фурман блестяще проиллюстрировали соответственно пьесой и фильмом.



У определенной группы зрителей возникнет соблазн интерпретировать "Гупёшку" как феминистское произведение, призывающее угнетаемых женщин восстать против мужей-абьюзеров. Тамара-гупёшка поначалу вызывает сочувствие - такая скромная, добрая, красивая - но вскоре мы видим, как там всё запущено. Это человек, не уважающий и не любящий себя, во всей красе. Когда человек вот так "сливает" себя, он вызывает отвращение у партнера - неудивительно, что муж Леонид мечтает избавиться от "липкого коврика", тут и влюбленный Паша очень кстати, готовый увезти свою "дульсинею" в 2-комнатную квартиру с телевизором. Однако женщина мертвой хваткой вцепилась в любимое болото. Что называется, главное стабильность. Здесь нет никаких абьюзеров, человек сам делает себя жертвой.



Влад Фурман (он же Владислав Фурманов) - одно из главных режиссерских открытий в российском кино текущего года. Деятель он опытный, за его плечами более 20 лет работы в театрах, также он снимал серии для "Бандитского Петербурга", "Улиц разбитых фонарей" и других криминальных сериалов. Пусть вас не удивляет специфическая направленность его фильмографии, режиссер давно искал возможность снять независимое авторское кино, и вот, наконец, получилось. "Гупёшка" - фильм о незавидной участи "ковриков", возможно, после просмотра у кого-то возникнет стойкое нежелание быть таким/такой.

Моя оценка: 7/10
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments