Гармонии Веркмейстера (2000, реж. Бела Тарр)
Венгерский режиссер Бела Тарр - один из тех мастеров, которые заложили основы так называемого "медленного кино", отличающегося замедленным темпом действия в сравнении с "обычными" фильмами. Режиссеры "медленного кино" предпочитают экспериментировать с кинематографическим пространством и кинематографическим временем, нежели развивать сюжет традиционным способом. "Гармонии Веркмейстера" стали в какой-то степени прорывом в этом направлении, фильм высоко оценили не только критики и матёрые синефилы, но и очень многие простые зрители, поддавшиеся очарованию фирменных гипнотизирующих долгих планов Белы Тарра.

Малхолланд Драйв (2001, реж. Дэвид Линч)
Дэвид Линч - выдающийся режиссер сюрреалистических детективов, его фильмы поддаются десяткам интерпретациям, и среди киноманов одно из любимых интеллектуальных развлечений - придумать собственную стройную концепцию, объясняющую смысл новой работы дедушки Линча. "Малхолланд Драйв", если вынести за скобки сериал "Твин Пикс" - самый головоломный, секусально-сновидческий, манящий своей загадочностью фильм режиссера. Всегда присутствующий с различных списках лучших фильмов 21 века.

Догвилль (2003, реж. Ларс фон Триер)
Гениальный эксперимент с кинопространством. Датский режиссер-провокатор создал в минималистичных театральных декорациях увлекательное действие, сочетающее в себе социальную проблематику, экзистенциальную драму и детектив. Есть мнение, и я к нему близок, что на текущий момент это лучший фильм 21 века.

Возвращение (2003, реж. Андрей Звягинцев)
Единственный представитель российского кинематографа. Не уверен, что это лучший фильм Звягинцева, но, пожалуй, лучший кандидат на место в истории. Отметим и победу на Венецианском кинофестивале. Своим "Возвращением" Звягинцев доводит до совершенства жанр кинопритчи, очень гармонично используя библейские аллюзии. На первый взгляд, простая история со сдержанной актерской игрой, но поверхностность фильма обманчива, как обманчива морская гладь, скрывающая под собой километровую глубину.

Весна, лето, осень, зима... и снова весна (2003, реж. Ким Ки Дук)
За азиатское кино отдувается кореец Ким Ки Дук со своим самым известным фильмом. Понимаю, что "Весна, лето..." - в некотором роде "клюква", показывающая западному зрителю всю глубину азиатской мудрости в экзотических буддистских декорациях. Даже если и так, фильм не перестает быть красивой современной буддийской притчей, а то, что она легко воспринимается зрителем из любой точки мира - это скорее плюс. Может быть, это и не лучший представитель специфического азиатского кинематографа в 21 веке, но фильм, на мой взгляд, отлично подходит на статус будущей классики мирового масштаба.

Нефть (2007, реж. Пол Томас Андерсон)
Пол Томас Андерсон - один из самых эпичных режиссеров современности, и "Нефть" - его самое грандиозное произведение. Дело здесь не столько в новаторстве, сколько в высочайшем кинематографическом полете. Возникает ощущение, что "Нефть" вышла на экраны уже с позолоченным штампом "Классика!". Не самый изобретательный с точки зрения визуальных эффектов (хоть и технически совершенный), но один из самых кинематографичных шедевров 21 века.

Белая лента (2009, реж. Михаэль Ханеке)
Уникальность этого фильма заключается в том, что он раскрывает предпосылки самого страшного исторического явления 20 века без непосредственного упоминания этого явления. Принято считать, что "Белая лента" - фильм о зарождении фашизма, хотя действие происходит в немецком селении в 1913-1914 годы. Ханеке - известный исследователь противоречивой природы насилия, и в "Белой ленте" режиссер мастерски воссоздает в черно-белой стилистике психологическую модель зарождения новой идеологии насилия.

Древо жизни (2010, реж. Терренс Малик)
Один из самых спорных шедевров 21 века, разделивший киноманов на два лагеря. Не припомню ни один из современных фильмов, которому так настойчиво навязывался бы статус шедевра и "вечной классики". Зрелище от великого перфекциониста Терренса Малика действительно головокружительное, поражающее масштабом и буквально вселенским охватом. Великий шедевр великого художника? Или эпическая пустышка с пафосными философствованиями о смысле жизни? Как минимум, бесконечные неразрешимые споры вокруг "Древа жизни" обеспечат фильму внимание кинолюбителей и кинокритиков спустя десятилетия.

Отрочество (2014, реж. Ричард Линклейтер)
Более десяти лет Линклейтер снимал одних и тех же актеров, изображающих простую американскую семью - это уникальный опыт для игрового кино. Режиссер вместил в 3-часовой формат столько материала, сколько вмещает в себя какой-нибудь многолетний телесериал типа "Санта-Барбары", только у Линклейтера художественный уровень выше на несколько порядков. По замыслу это один из самых невероятных и относительно успешных проектов 21 века, и я рискну предположить, что спустя годы его ценность существенно вырастет.

Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017, реж. Мартин МакДона)
Мартин МакДона входит в число режиссеров (включая, например, братьев Коэнов), задающих новые стандарты голливудского блокбастера, в которых трагедия и комедия перетекают одно в другое, вместо шаблонных сюжетов - реальная жизнь на грани политкорректности, а вместо типичного сахарного хэппи-энда - открытый тревожный финал. Массовый зритель, видимо, настолько устал от предсказуемой голливудщины и жадно заглотил новый формат, словно глоток свежего воздуха. Теперь такие фильмы чаще попадают в номинанты на премию "Оскар" и даже получают ее. "Три билборда" на данный момент - самый яркий и самый взрывной образец жесткого независимого блокбастера.

Что лишнее? Чего не хватает?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
mr_henry_m
July 17 2018, 17:01:06 UTC 2 years ago
Что бы ещё добавил? Вот, например, Реджио с его "Накойкаци", который ты почему-то низко оценил) Это ведь не вполне документалка, я считаю, и как образец визуального языка очень даже. Конечно, тут эталон - это "Кояанискатси", но и третья часть очень крутая. За "Син Сити", "Унесённых" и "Великую красоту" тоже голосую. Каждый по-своему выражает эпоху, и анимация тут, мне кажется, крайне необходима как раз. Может быть, даже добавил бы, как вариант, "Бесподобного мистера Фокса" да и Уэса Андерсона вообще. Так вроде ни один фильм не подходит, но вообще он довольно своеобразный и ни на кого не похожий. Потом надо, пожалуй, что-то из европейского фестивального взять. "Жизнь Адель" Кешиша, например, или Рейгадаса ("Безмолвный свет"), или кого-то из румын, иранцев. Они все, конечно, довольно сомнительные и не особо-то новаторские, но это направление, как ни крути, занимает сейчас огромную нишу. А как отдельный от направления фильм предложил бы турецкую картину "Дыхание: Да здравствует Отечество". Это не похоже на Джейлана, если что) Мало кто её видел, похоже, но в десятку за 21-ый век точно бы включил. Собственно, по наводке Кудрявцева этот фильм нашёл, который очень расщедрился на оценку, что редко увидишь) И ещё по направлению Линклейтера: есть такой режиссёр - Андреа Арнольд. Она снимает в немного похожем духе, если сравнивать с "Отрочеством", но у неё, скажем так, свой "реализм". "Аквариум" и "Американская милашка" - очень неплохие представители, особенно первый. Он даже посильнее "Отрочества", на мой вкус. Пока больше ничего не придумал.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →