altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

10 "абсолютных киношедевров" 21 века

Еще немного поиграю в киноусловности. Однажды я задумался: какие современные фильмы имеют хорошие шансы стать классикой через 50-100 лет? Какие шедевры наши потомки будут смотреть и говорить: "Вот было же КИНО в начале 21 века!". Мой список "абсолютных киношедевров" (беру в кавычки с целью подчеркнуть условность формулировки) 21 века - это не ТОП лучших современных фильмов. Это попытка заглянуть в будущее, попытка спрогнозировать, какие произведения киноискусства, созданные в последние 18-20 лет, станут навечно культовой киноклассикой и будут изучаться в киноинститутах будущего. Среди критериев я опирался в меньшей степени на признание зрителей и критиков, наличие престижных премий, а в большей степени на масштабность замысла, на режиссерские достижения в развитии нового киноязыка, историческое значение которых очевидно уже сегодня, но в полной мере будет оценено спустя время. Список в хронологическом порядке.

Гармонии Веркмейстера (2000, реж. Бела Тарр)

Венгерский режиссер Бела Тарр - один из тех мастеров, которые заложили основы так называемого "медленного кино", отличающегося замедленным темпом действия в сравнении с "обычными" фильмами. Режиссеры "медленного кино" предпочитают экспериментировать с кинематографическим пространством и кинематографическим временем, нежели развивать сюжет традиционным способом. "Гармонии Веркмейстера" стали в какой-то степени прорывом в этом направлении, фильм высоко оценили не только критики и матёрые синефилы, но и очень многие простые зрители, поддавшиеся очарованию фирменных гипнотизирующих долгих планов Белы Тарра.



Малхолланд Драйв (2001, реж. Дэвид Линч)

Дэвид Линч - выдающийся режиссер сюрреалистических детективов, его фильмы поддаются десяткам интерпретациям, и среди киноманов одно из любимых интеллектуальных развлечений - придумать собственную стройную концепцию, объясняющую смысл новой работы дедушки Линча. "Малхолланд Драйв", если вынести за скобки сериал "Твин Пикс" - самый головоломный, секусально-сновидческий, манящий своей загадочностью фильм режиссера. Всегда присутствующий с различных списках лучших фильмов 21 века.



Догвилль (2003, реж. Ларс фон Триер)

Гениальный эксперимент с кинопространством. Датский режиссер-провокатор создал в минималистичных театральных декорациях увлекательное действие, сочетающее в себе социальную проблематику, экзистенциальную драму и детектив. Есть мнение, и я к нему близок, что на текущий момент это лучший фильм 21 века.



Возвращение (2003, реж. Андрей Звягинцев)

Единственный представитель российского кинематографа. Не уверен, что это лучший фильм Звягинцева, но, пожалуй, лучший кандидат на место в истории. Отметим и победу на Венецианском кинофестивале. Своим "Возвращением" Звягинцев доводит до совершенства жанр кинопритчи, очень гармонично используя библейские аллюзии. На первый взгляд, простая история со сдержанной актерской игрой, но поверхностность фильма обманчива, как обманчива морская гладь, скрывающая под собой километровую глубину.



Весна, лето, осень, зима... и снова весна (2003, реж. Ким Ки Дук)

За азиатское кино отдувается кореец Ким Ки Дук со своим самым известным фильмом. Понимаю, что "Весна, лето..." - в некотором роде "клюква", показывающая западному зрителю всю глубину азиатской мудрости в экзотических буддистских декорациях. Даже если и так, фильм не перестает быть красивой современной буддийской притчей, а то, что она легко воспринимается зрителем из любой точки мира - это скорее плюс. Может быть, это и не лучший представитель специфического азиатского кинематографа в 21 веке, но фильм, на мой взгляд, отлично подходит на статус будущей классики мирового масштаба.



Нефть (2007, реж. Пол Томас Андерсон)

Пол Томас Андерсон - один из самых эпичных режиссеров современности, и "Нефть" - его самое грандиозное произведение. Дело здесь не столько в новаторстве, сколько в высочайшем кинематографическом полете. Возникает ощущение, что "Нефть" вышла на экраны уже с позолоченным штампом "Классика!". Не самый изобретательный с точки зрения визуальных эффектов (хоть и технически совершенный), но один из самых кинематографичных шедевров 21 века.



Белая лента (2009, реж. Михаэль Ханеке)

Уникальность этого фильма заключается в том, что он раскрывает предпосылки самого страшного исторического явления 20 века без непосредственного упоминания этого явления. Принято считать, что "Белая лента" - фильм о зарождении фашизма, хотя действие происходит в немецком селении в 1913-1914 годы. Ханеке - известный исследователь противоречивой природы насилия, и в "Белой ленте" режиссер мастерски воссоздает в черно-белой стилистике психологическую модель зарождения новой идеологии насилия.



Древо жизни (2010, реж. Терренс Малик)

Один из самых спорных шедевров 21 века, разделивший киноманов на два лагеря. Не припомню ни один из современных фильмов, которому так настойчиво навязывался бы статус шедевра и "вечной классики". Зрелище от великого перфекциониста Терренса Малика действительно головокружительное, поражающее масштабом и буквально вселенским охватом. Великий шедевр великого художника? Или эпическая пустышка с пафосными философствованиями о смысле жизни? Как минимум, бесконечные неразрешимые споры вокруг "Древа жизни" обеспечат фильму внимание кинолюбителей и кинокритиков спустя десятилетия.



Отрочество (2014, реж. Ричард Линклейтер)

Более десяти лет Линклейтер снимал одних и тех же актеров, изображающих простую американскую семью - это уникальный опыт для игрового кино. Режиссер вместил в 3-часовой формат столько материала, сколько вмещает в себя какой-нибудь многолетний телесериал типа "Санта-Барбары", только у Линклейтера художественный уровень выше на несколько порядков. По замыслу это один из самых невероятных и относительно успешных проектов 21 века, и я рискну предположить, что спустя годы его ценность существенно вырастет.



Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017, реж. Мартин МакДона)

Мартин МакДона входит в число режиссеров (включая, например, братьев Коэнов), задающих новые стандарты голливудского блокбастера, в которых трагедия и комедия перетекают одно в другое, вместо шаблонных сюжетов - реальная жизнь на грани политкорректности, а вместо типичного сахарного хэппи-энда - открытый тревожный финал. Массовый зритель, видимо, настолько устал от предсказуемой голливудщины и жадно заглотил новый формат, словно глоток свежего воздуха. Теперь такие фильмы чаще попадают в номинанты на премию "Оскар" и даже получают ее. "Три билборда" на данный момент - самый яркий и самый взрывной образец жесткого независимого блокбастера.



Что лишнее? Чего не хватает?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 246 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestmr_henry_m

July 17 2018, 17:01:06 UTC 2 months ago

  • New comment
Да, всё-таки даже с припиской "абсолютные киношедевры" звучат вызывающе и неоправданно смело) Ну да ладно, суть я понял. Хотя вот не особенно представляю, что и как вообще будут воспринимать в будущем, так как кино в традиционном понимании слова там вообще может не быть. В любом случае, надо говорить тогда о главных представителях с точки зрения нового киноязыка. То есть, я согласен, например, что "Белая лента" и "Гармонии" - очень сильное кино, но всё-таки они сняты как-то несовременно и отсылают, скорее, к прошлому, блестяще стилизуясь под него. "Весна, лето..." - чудесная вещица и по-своему универсальная, так что, наверное, можно. "Возращение" к своему стыду так и не посмотрел!) Андерсон хорош, но как-то не тянет на представителя современного кино, мне кажется. Какой-то он слишком классичный вот именно) Всё, что Малик снял после "Тонкой красной линии" я вообще за кино не считаю в каком-то смысле, хотя мне его стиль нравится. "Древо жизни" точно не включил бы в "абсолютные шедевры" (это уже к ранним фильмам режиссёра), но как яркого современного представителя - можно. Вероятно, это будет интересно. Линклейтера обожаю и "Отрочество" считаю подходящим для образца кино 21-го века, хотя опять же - отнюдь не шедевр, если объективно подходить. "Догвилль" - безусловно да. Как и Линч. Он вообще, пожалуй - главный представитель. Причём именно с последним "Твин Пиксом", где просто масса всего новаторского. Что касается "Билбордов", то это вообще не тот масштаб, по-моему, хотя кино хорошее, кто спорит.

Что бы ещё добавил? Вот, например, Реджио с его "Накойкаци", который ты почему-то низко оценил) Это ведь не вполне документалка, я считаю, и как образец визуального языка очень даже. Конечно, тут эталон - это "Кояанискатси", но и третья часть очень крутая. За "Син Сити", "Унесённых" и "Великую красоту" тоже голосую. Каждый по-своему выражает эпоху, и анимация тут, мне кажется, крайне необходима как раз. Может быть, даже добавил бы, как вариант, "Бесподобного мистера Фокса" да и Уэса Андерсона вообще. Так вроде ни один фильм не подходит, но вообще он довольно своеобразный и ни на кого не похожий. Потом надо, пожалуй, что-то из европейского фестивального взять. "Жизнь Адель" Кешиша, например, или Рейгадаса ("Безмолвный свет"), или кого-то из румын, иранцев. Они все, конечно, довольно сомнительные и не особо-то новаторские, но это направление, как ни крути, занимает сейчас огромную нишу. А как отдельный от направления фильм предложил бы турецкую картину "Дыхание: Да здравствует Отечество". Это не похоже на Джейлана, если что) Мало кто её видел, похоже, но в десятку за 21-ый век точно бы включил. Собственно, по наводке Кудрявцева этот фильм нашёл, который очень расщедрился на оценку, что редко увидишь) И ещё по направлению Линклейтера: есть такой режиссёр - Андреа Арнольд. Она снимает в немного похожем духе, если сравнивать с "Отрочеством", но у неё, скажем так, свой "реализм". "Аквариум" и "Американская милашка" - очень неплохие представители, особенно первый. Он даже посильнее "Отрочества", на мой вкус. Пока больше ничего не придумал.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →