altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

И всё-таки оно НАШЕ: "Рубеж" (реж. Дмитрий Тюрин)

В рубрике "И всё-таки оно НАШЕ!" мы изучаем новинки российского кино - пускай в чем-то нелепые и несуразные, но такие родные и близкие. Потому что они про нас и про нашу жизнь. Сегодня пойдет рассказ о фильме "Рубеж", претендующем на статус лучшего постсоветского образца жанра "попаданцы в прошлое".



В 2013 году вышел фильм "Жажда" - малобюджетная психологическая драма о молодых парнях, прошедших Чеченскую войну. Появилась надежда, что созрел еще один хороший российский режиссер авторского кино. Однако следующие проекты показали, что Дмитрию Тюрину комфортнее работать в статусе крепкого середняка-мэйнстримщика, надежного исполнителя продюссерских замыслов. "Рубеж" - очередной тому пример, необычный и в чем-то рискованный продюссерский проект, с которым Тюрин достойно справился. Уверенная работа без блеска. Кроме того "Рубеж" - новый вызов для сценариста Александра Шевцова, у которого ранее уже была работа в том же жанре (перемещения во времени) и с похожим сюжетом (попадание в годы Великой отечественной войны) - "Мы из будущего". Несмотря на признание массового зрителя, привередливые кинолюбители отмечали многочисленные сюжетные нестыковки, примитивность, предсказуемость, пафосность сценария. Для "Рубежа" Александр Шевцов сделал сценарий более гладким, логичным и интригующим. Количество сюжетных косяков на порядок меньше, чем в "Мы из будущего". В общем, команда постаралась и выдала результат, за который не стыдно.


Главный герой (актер Павел Прилучный)

Девелоперы-фашисты

Невский пятачок - один из самых драматичных эпизодов Блокады Ленинграда. На этом месте, на левом берегу Невы напротив поселка Дубровка, советские войска пытались прорвать блокаду под градом вражеских снарядов. Невский пятачок - основное место действие в фильме: именно здесь главный герой, амбициозный предприниматель Михаил, попадает в прошлое, в разгар боев. В наше время по сюжету эту территорию пытаются захватить девелоперы, чему препятствуют местные археологи, не успевшие еще освоить исторический слой. Беспринципные дельцы-девелоперы из настоящего рифмуются с фашистами из прошлого, те и другие покушались на стратегически выгодное место. Для первых это бизнес, для вторых - военное достижение. Вызывает уважение любовь создателей фильма к истории и призыв хранить память о трагических событиях, но такая рифма все-таки слишком прямолинейна и, наверное, обидна для тех, кто вкладывает средства в освоение территорий. В фильме они показаны нелюдями, готовыми физически устранить любого, кто мешает проехать их самосвалам.


Место битвы советских солдат с фашистами и современных девелоперов с энтузиастами-археологами.

Главного героя - модного и дерзкого девелопера Михаила - создатели фильма решили перевоспитать. Влюбили его в девушку-археолога, затем разделили его тело и сознание: первое ушло в глубокий сон, второе отправилось бродить по блокадному Ленинграду. Михаил попадает в своеобразный исторический квест, выясняет историю своего происхождения, "встречается" со своим дедушкой, принимавшем участие в боях. В процессе происходит моральное преображение героя, а в награду ему - романтический хэппи-энд. Любовь победила войну.


Ван Гог на празднике Холи

В современных фильмах с перемещениями в прошлое используется стандартный прием: настоящее время - цветная картинка, прошлое - монохромная картинка, подражающая старой кинохронике. В "Рубеже" режиссер решил отправить героя из цветной современности в... еще более цветное прошлое. Возникает смелый контраст с классическими военными фильмами, которые у нас почти всегда ассоциируются с черно-белой пленкой. Дмитрий Тюрин рассказывает, что это была идея продюссера Джаника Файзиева использовать в "Рубеже" необычную колористику в изображении боевых сцен.

Полторы сотни вручную раскрашенных и отфактуренных костюмов, алеющие окопы, разноцветные дымы и взрывы, синий лед, черно-белый снег. Никто не знал, как эти потрясающие комбинации будут смотреться на экране.
Дмитрий Тюрин, из интервью газете "Культура".


С помощью нескольких тонн цветной мраморной крошки и компьютерных спецэффектов авторы превратили блокадный Ленинград в странное психоделическое пространство, шокирующее своей цветастостью главного героя и еще больше - зрителя. Режиссер сравнивает взрывную эстетическую концепцию "Рубежа" с живописью Винсента Ван Гога. Разбросанные по месту действия цветные пятна действительно напоминают работы художника в стиле пуантилизма и густые мазки его самых известных шедевров.


Один из "вангоговских" кадров.

Для сравнения - картина Ван Гога "Плуг и борона (по Милле)" (1890).


The Plough and the Harrow (after Millet), 1890.

Зрители же нашли альтернативную интерпретацию цветовой концепции фильма - индийский праздник холи (фестиваль красок). Забавно представить, как солдаты обсыпали друг друга цветным порошком (видимо, для поднятия боевого духа) и шли воевать.




Праздник холи (фото отсюда).

Художественное решение режиссера вызывает вопросы по поводу уместности, ведь нам показывают жестокие бои, хотя красочная обстановка больше располагает к танцам и обнимашкам. Кажется, вот-вот наши и ненаши бросят оружие и пойдут мириться. Но нет, это Война... Я, пожалуй, поддержу создателей фильма: идея раскрасить войну в стиле Ван Гога - свежая, необычная, "вкусная". Ничьих чувств она не оскорбляет, по сюжету наши солдаты - абсолютные герои. Цветные каски и фиолетовые окопы не уменьшают героический пафос, но немного сбивают шаблоны в изображении батальных сцен в кино, и в этом я не вижу ничего плохого.



Если говорить о сюжете, то история все-таки не обошлась без мелких ляпов и натяжек, особенно в мелодраматическом финале. Сценарий "Рубежа" - как качественно сшитый советский военный мундир. На лоскуты не развалится, но печать войны с него не сотрется веками. Печать войны - точнее, отчаянной борьбы режиссера и сценариста за сохранение логической стройности - выпирает из каждой сцены фильма. Во время просмотра переживаешь не столько за героев, сколько за режиссера и его команду: обход логических косяков для них как хождение по минному полю. Молодцы, не подорвались.

Моя оценка: 6,5

Также опубликовано на altereos.ru
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment