altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

"Серебряный фонд" Ф.Ф.Копполы

Коппола снял около 25 полнометражных фильмов, из них только четыре прочно ассоциируются с именем своего создателя. "Крестный отец" и Коппола - почти что два синонима (не случайно в образ Майкла Корлеоне режиссер добавил много личных черт). Так что именно криминальная трилогия о семействе Корлеоне входит в условный "Золотой фонд" Фрэниса Форда Копполы, и конечно же, туда входит "Апокалипсис сегодня" - суперэкспериментальная для своего времени военная драма. Вот 4 шедевра, а дальше... пропасть. Нет, Коппола снял много замечательных фильмов, но их нельзя назвать безусловными шедеврами и они слабо выделяются среди всей американской кинопродукции. Некоторые его работы имели успех у публики, однако далеко не все зрители запоминали имя режиссера - слишком мало авторского было в этих фильмах. Если составить рейтинг всех работ Копполы на основе статистики с сайтов Кинопоиск, РуТрекер и IMDB, то четверка лидеров явно выделяется, а десятку "преследователей" я выделил в условный "Серебряный фонд" - это фильмы, с которыми есть смысл ознакомиться, если вам нравится их режиссер.

10."Пегги Сью вышла замуж" (1986)
В аннотации этот фильм называют "Назад в будущее"для взрослых. По сюжету, действительно, есть что-то общее: главная героиня теряет сознание и мысленно перемещается в прошлое, чтобы заново прожить события молодости и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Мне же приходит на память другой пример - сериал "Квантовый скачок" - гуманистическая переработка всех шаблонов и жанров американского кино, с аллюзиями на многие известные американские ленты. "Пегги Сью" похож на одну из серий "Квантового скачка", доведенного по объему до полнометражного фильма и с женщиной в главной роли.


9."Благодетель" (1997)
Судебная драма (или юридический триллер) - не самый сложный жанр в кино, потому многие режиссеры добились в нем успеха. Можно сказать, это беспроигрышный вариант: если режиссер всё сделал грамотно, то свою порцию зрительского успеха он получит. Здесь так и получилось. Придраться не к чему, правда, развитие событий порой выглядит наивно (очень уж везет молодому адвокату в исполнении Мэтта Дэймона), но Коппола не выходит за рамки реалистичности, сделав хэппи-энд относительным: суд выигран, но о материальном вознаграждении придется забыть. "Благодетель" - яркий пример качественного фильма без претензий на глубокие мысли, но таких образцов жанра в американском кино огромное множество, потому Коппола ничего нового не сказал своей работой.


8."Клуб "Коттон" (1984)
Добившись мирового успеха и признания с "Крестными отцами" Коппола, видимо, до конца жизни получил возможность снимать то, что его душа пожелает. Наблюдение показывает, что его душа желает снимать чистые образцы жанра (например, "Благодетель" или "Джек", разговор о котором будет далее) или полотна, стилизованные под определенную эпоху. "Клуб "Коттон" - из последних, хотя не самый удачный пример киностилизаций (самый успешный см. на первой позиции). Эпоха Великой депрессии, Нью-Йорк, джаз, мафия... Антураж отдаленно напоминает "Крестного отца" и тем становится для нас более привлекательным. Хотя, по сути, это простоватая работа, без особого замысла. Две сюжетные линии развиваются параллельно, потому зритель не может понять толком: о ком же фильм? кто главный герой и чем всё должно закончиться? Да это и не важно.


7."Тетро" (2009)
Последний на данный момент фильм Копполы - серьезный артхаусный опыт. История о том, как психически неуравновешенный писатель по прозвищу Тетро прячет литературный шедевр, никому его не показывает из-за своих комплексов. Но появляется его молодой родственник, который хочет опубликовать книгу Тетро, что ему и удается. Книга получает престижную литературную премию, но в душе автора по-прежнему неспокойно... Создается впечатление, что Коппола залез не в свою сферу. Его артхаусный стиль выглядит слишком прямолинейным - сам по себе он неплох, но сильно проигрывает в сравнении с более успешными режиссерами-экспериментаторами. Черно-белое изображение вызывает недоумение и сомнения в своей целесообразности. В общем, Коппола снял, что хотел и как хотел, но, видимо, не задумываясь на вопросом: а для кого? Целевая аудитория получилась непонятная: нечто среднее между поклонниками современного арт-хауса и традиционного голливудского кино.


6."Джек" (1996)
Есть в США такой замечательный киножанр - семейная комедия о необычном ребенке, типа "Парень из пузыря", "Взрыв из прошлого". Эти фильмы несут в себе, на самом деле, очень важный посыл: необходимо толерантно относиться с любому представителю общества, даже если он инвалид, мутант, душевно больной человек и т.д. Тем более, если это ребенок. Идея, безусловно, социально значима, особенно в многонациональном американском обществе, однако реализуется в кино она каждый раз по-дурацки. Вроде смешно и забавно, и душевно, но от обилия идиотских шуточек и примитивных приемов чувствуешь себя зрителем-дауном, словно оказываешься в шкуре главного героя (в этом, пожалуй, можно даже найти психотерапевтический эффект). К сожалению, "Джек" - не исключение. Инфантильный Робин Уильямс только усиливает идиотичность истории, но в тоже время, если быть справедливым, придает ей особую доброту. И непонятно, как относиться к таким фильмам - то ли плеваться, то ли пускать слезу от умиления. Каждому своё...


5."Молодость без молодости" (2007)
Снова ощущение, что Коппола полез туда, куда его никто не просил. На этот раз он предлагает нам киноголоволомку, запутанную историю о пожилом профессоре, который обретает вторую физическую молодость после попадания молнии. Здесь есть тайный смысл, который разгадывается посредством зашифрованных символов и деталей. Кому интересно, может поразгадывать эту головоломку. Но опять непонятно: а зачем это надо? Есть и более достойные и увлекательные образцы жанра.


4."Изгои" (1983)
В 83-м Коппола снял две молодежные драмы по книгам С.Э.Хинтон. Затронута важная тема - воспитание подростков из неблагополучных семей в американской глубинке. Но опять та же история: идея очень важна, но реализована чересчур упрощенно и шаблонно. Не хватает драматизма, даже смерть одного из мальчишек вместо того, чтобы трогать сердце, извещает о том, что фильм скоро кончится. Конечно, любители романтики будут очень довольны фильмом, но восхищаться "Изгоями" - то же самое, что восхищаться каким-нибудь фэнтэзи. Мне кажется, не стоит так поверхностно проходиться по таким важным темам. Еще свежи воспоминания от "Пацанов" Динары Асановой - она не просто отразила проблему трудных подростков, она перенесла нас в ту реальную жизнь.


3."Бойцовая рыбка" (1983)
То же самое касается и "Бойцовой рыбки", но эта работа все же заслуживает более высокой оценки во многом благодаря образу Микки Рурка. Он играет роль представителя неблагополучной молодежи по прозвищу Мотоциклист - это не заурядный драчун, а идеолог "потерянного поколения", это действительно, необычный и смелый образ человека, слишком рано познавшего жизнь и готового не раздумывая пожертвовать ею взамен на хоть какую-то правду о мире. Так что "Бойцовая рыбка" выходит за рамки молодежной драмы, также упрощенной и наивной, робко заступая на поле жанра философской притчи. Это один из немногих фильмов, где Коппола проявляет себя как режиссер авторского кино, правда, не шибко удачно. Видимо, "Апокалипсис" четыре года назад отнял у него слишком много творческих сил.


2."Разговор" (1974)
Я бы назвал именно этот фильм лучшим в данном рейтинге, но по зрительскому интересу он уступил лидеру. "Разговор" - малобюджетная лента, очень точно отражающая дух американской жизни 70-х годов. Хотя как я могу судить о точности, если никогда не бывал в США, тем более в 70-х, когда я еще не родился. Но именно такое впечатление производит "Разговор"! Околошпионский триллер о профессиональном "подслушивателе" показывает, какие параноидальные настроения царили в обществе и какие человеческие драмы разыгрывались почти на ровном месте. За внешним спокойствием и благополучием общества скрывается маниакальность и аморальность отдельных его представителей. Если в первом акте висит ружье, то в последнем оно выстрелит. Если в глубине души человека живет монстр, то рано или поздно он найдет себе жертву. Фильм не так прост, как может показаться...


1."Дракула Брэма Стокера" (1992)
Неудивительно, что именно этот фильм оказался наиболее популярен и востребован у зрителей. Шедевр стиля, беспроигрышная история о вампирах по хрестоматийному произведению Брэма Стокера о Дракуле. Могу предположить, что большинство поклонников этого фильма даже не в курсе, что его режиссер - автор "Крестных отцов". "Дракула" привлекает как раз не именем режиссера, а визуальными эффектами, участием Гари Олдмана и Киану Ривза, готичной атмосферой и охотой на монстров. Коппола - не Коппола - какая разница? Но надо отдать должное, Фрэнсис здесь мастер.
Subscribe

  • Луна №2

    №1 Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Анфас / профиль

    Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Коридоры №3

    №1 + №2 Название фильма отображается при наведении курсором ВСЕ ВЫПУСКИ

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments