altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

И всё-таки оно НАШЕ: "Довлатов" (реж. Алексей Герман-младший)

Текущий год российского кинопроизводства по-настоящему стартовал с "Довлатова" - одного из тех фильмов, которые наши потомки будут вспоминать в контексте "2018-й год для российского кино". Какие ленты в итоге составят компанию новой работе Алексея Германа-младшего - пока можно только предполагать. Может быть, это будет "Собибор" Хабенского или "Завод" Юрия Быкова, или "Лето" Кирилла Серебренникова. Или какая-нибудь "темная лошадка". "Довлатов" уже вышел из проката, сейчас эту ретро-драму об одной неделе из жизни культового писателя можно без проблем найти в Сети. В четвертом выпуске "И всё-таки оно наше" попробуем выяснить, за счет чего этот фильм стал первой действительно крупной российской кинематографической работой в 2018 году.



Скандал как маркетинговый ход

Наверное, только в России такое возможно, когда на ровном месте вокруг фильма раздуваются скандалы, не связанные непосредственно с его художественными качествами. Происходившее в начале марта можно сравнить с плесенью, которая быстро и некрасиво стала расползаться по репутации всех причастным к продвижению "Довлатова" в российском кинопрокате. Если обычный хлеб начинает плесневеть через 4-6 дней, то первые плесневелые пятна на проекте под названием "Довлатов" появились в первые дни проката, что как бы намекает на изначальную "гнильцу" продукта.

Что же произошло в начале марта? Дело в том, что рекламная кампания велась таким образом, что у потенциальных зрителей формировалась уверенность в том, что в прокате фильм будет идти всего четыре дня - с 1 по 4 марта. Многие любители качественного авторского кино побросали все свои дела, чтобы успеть в кинотеатры в этот короткий временной интервал. Однако после 4 марта "Довлатов" и дальше идет в прокате как ни в чём не бывало. Кинокритики и кинообозреватели обвинили прокатчиков и продюссеров в обмане потребителей, страшные холивары разгорелись по этому поводу в Фэйсбуке. Большинство представителей кинообщественности высказались за то, что прокатчики заслуживают наказания или по крайней мере порицания.


Из обсуждения на Facebook.

Кроме того, в СМИ проходили сообщения, что фильм Алексея Германа где-то использовался для увеличения явки на выбора Президента России 18 марта.

А в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения студентам и сотрудникам предложили получить на нескольких избирательных участках «открытку, которую можно будет обменять на билет… на закрытый показ фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». Прямо очень по-питерски.

MK.RU

Для режиссера Алексея Германа вся эта скандальная шумиха - серьезное испытание для его репутации независимого творца и просто адекватного человека. Киношная общественность логично задается вопросом: а в курсе ли вы, уважаемый Алексей Алексеевич, всего этого безобразия? Режиссеру приходится очень осторожно отвечать на подобные вопросы, чтобы не получить обвинения в лицемерии. Как следствие, кинокритики, возмущенные всеми этими своеобразными "маркетинговыми ходами", интерпретируют художественную концепцию фильма не в пользу якобы независимого режиссера.

Эпоха Брежнева страшнее эпохи Путина

Например, кинокритик Алексей Юсев ставит под сомнение творческую независимость Алексея Германа-младшего, отмечая несколько признаков его "угодности" власти. Как сообщают нам титры, "Довлатов" создан при поддержке правительства Санкт-Петербурга, финансовой поддержке Фонда Кино и Министерства культуры РФ - для независимого фильма слишком много "черных меток". "Будьте уверены, что если Константин Львович <Эрнст> вписался в проект, то фильм точно соответствует прогосударственному взгляду на место творческого человека в обществе", - разоблачает Юсев независимого творца.



В "Довлатове" Алексей Герман воссоздает так называемый период застоя в начале 1970-х, показывая его специфику глазами главного героя - молодого писателя, корреспондента Сергея Довлатова. Пытаясь опубликовать свои литературные произведения, Довлатов каждый раз натыкается на идеологические и моральные ограничения. Режиссер показывает писателя как одну из многочисленных творческих личностей - жертв советского застоя, удушающего, словно паук вязкой паутиной, любые внесистемные идеи. Ситуация из фильма выглядит вполне актуальной и для нашего времени, ведь многие современные российские творцы, деятели культуры жалуются на то, что их "душат" - продюссеры, власти, коммерсанты и прочие нехорошие товарищи. Фильм Алексея Германа, чья целевая аудитория - это в первую очередь наша передовая культурная общественность, в связи с этим несет следующий посыл: "Хватит жаловаться! Смотрите, вот раньше действительно тяжело было, а сейчас мы живем еще в нормальное время. Так что хватить ныть - идите работайте". Именно такая интерпретация напрашивается, если учитывать актуальный культурно-политический бэкграунд "Довлатова". Осознанное противопоставление двух эпох в концепции фильма, двух застоев - брежневского и путинского - косвенно подтверждает и сам режиссер в своих последних интервью. Вот пара цитат.

"Я исхожу из того, что сейчас не расстреливают, - уже хорошо"

Esquire

"Сейчас тоже много чего происходит сложного. Много опасного. Много мракобесов, сумасшедших. Но я просто немножно знаю апологию того времени, и тогда было гораздо страшнее".

ТАСС


Конечно, высказывания Германа-младшего вырваны из контекста, но его достаточно компромиссная позиция по отношению к нынешней власти вполне прослеживается. Можно ли его после всего этого называть независимым режиссером - вопрос спорный...

Германовский гиперреализм

Мы не будем ставить знак равенства между режиссером и его фильмом. Произведение киноискусства - результат командной работы, и в данном случае необходимо отметить художника-постановщика Елену Окопную - благодаря ее работе "Довлатов" получил на Берлинском кинофестивале премию за выдающиеся художественные достижения. Ну и бывает такое, что произведение словно начинает жить своей жизнью, становится выдающимся вопреки негативному контексту или "неправильной" социально-политической позиции автора. Именно такое ощущение у меня есть насчет "Довлатова", в котором те самые художественные достижения заставляют забыть вышеописанные недоразумения и больше никогда про них не вспоминать.

В "Довлатове" Герман-младший продолжает и развивает главный художественный прием режиссера-отца прозванный киноведами "германовским гиперреализмом". Гиперреализм Алексея Германа-старшего - это "невероятно тщательное соблюдение всех мельчайших примет прошлого". Так формулирует суть этого метода киновед Сергей Кудрявцев. Алексей Гусев видит в германовском гиперреализме нечто нездоровое, а именно "почти параноидальную верность мельчайшим деталям и нюансам ушедшей эпохи". Из всех гиперреалистичных шедевров Германа-старшего "Довлатов" ближе, на мой взгляд, к фильму "Мой друг Иван Лапшин" про эпоху 1930-х годов. Если бы Герман-младший назвал бы свой фильм "Мой друг Сергей Довлатов" - это был бы красивый оммаж шедевру отца. В фильме 30-летний Довлатов действительно такой всеобщий друг - для коллег-писателей, для дочки, для бывшей жены, даже для зрителей, для которых Довлатов - "свой парень", приятный и веселый проводник в душную эпоху 70-х. Неслучайно мы часто видим главного героя со спины, словно следуя за ним проверенными и безопасными путями по застойному Ленинграду.




Что касается воссоздания деталей эпохи, то работа художника-постановщика просто выдающаяся. На первый взгляд, необязательные, не имеющие сюжетного значения детали создают неповторимое "германовское" кинопространство, которое как будто втягивает в себя зрителя. Вот, например, обратите внимание на вешалку на ручке двери. А как она рифмуется с линейкой-угольником на стене!



Насколько гармонично расставлены, разбросаны вещи в кадре! Невозможно просто прикинуть - как должны стоять, например, стаканы на столе. Тут либо интуитивное ощущение пространства, либо тщательное изучение старых фотографий. В данном случае, судя по всему, то и другое. Один стакан полный наполовину, второй - на три четверти. Почему именно так? Почему бы оба не сделать одинаково полными? Потому что так - как в жизни! Максимальная достоверность ушедшей в прошлое атмосферы.



Огромное количество вещей и деталей в духе гипперреализма оказывает на зрителя неповторимый эффект - у каждого он будет свой индивидуальный. У меня это эффект был похож на ощущение подташнивания, которое возникает, если несколько минут покрутиться вокруг себя, как волчок. Не очень комфортное ощущение, которое на втором часу просмотра уже утомляет. Но и эпоха была таковой - некомфортной, болезненной, отравляющей. Так что, полагаю, неприятный эффект головокружения у зрителя, втянутого в предельно насыщенное, вязкое и душное германовское кинопространство, был задуман создателями фильма. Резкая смена фокуса, дымка или туман в кадре усиливают болезненность восприятия - как в сновидческом бреду. Здесь, например, зритель внезапно оказывается слепым на правый глаз.



О гиперреализме Германа-младшего, который заимствовал и обогатил художественный метод своего отца, хочется говорить долго, подмечая многочисленные рифмы, символы, знаки. Вот это настоящее кино. Все скандальные моменты вокруг фильма и возможные темные пятна на репутации режиссера - сущие мелочи на фоне талантливой работы команды Алексея Германа. Относительное слабое место "Довлатова" - собственно сам Довлатов. Многие ошибочно воспринимают фильм как байопик, реальную историю из жизни писателя и его окружения. Гиперреализм - это не реализм, копирующий реальность. Если опираться на словарное значение приставки "гипер", то название метода можно понимать как запредельную концентрацию реальности. Именно об этом фильм, о концентрированной эпохе 70-х, а не о Довлатове, чья мифологизированная фигура выполняет функцию фантома-проводника, словно в компьютерной игре в жанре квеста. Кино часто называют аттракционом, если речь идет о кинокомиксах или боевиках. Алексей Герман-младший создал свой уникальный экстремальный киноаттракцион, погружающий нас в ленинградский 1971 год. С этой точки зрения, фильм "Довлатов" - удачный эксперимент, ради которого режиссеру можно простить вероятные творческие компромиссы с продюссерами.



Моя оценка: 7,5/10

Также опубликовано на altereos.ru.
Tags: И всё-таки оно НАШЕ
Subscribe

Posts from This Journal “И всё-таки оно НАШЕ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments