altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Хабли. Импровизация - наше всё.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №97

Экранизации литературных произведений в игровом кино и в анимации - обычное дело. Режиссеры-аниматоры часто "оживляют" романы, рассказы, стихотворения, поэмы... Супруги Джон и Фэйт Хабли делали то, что никто кроме них никто не делал - экранизировали импровизированную болтовню. Тем и прославились. Джон Хабли - выдающийся представитель американской экспериментальной анимации, которому удалось на какое-то время конкурировать с конвейерной анимацией крупных голливудских студий. Его мультфильмы, свежие и нестандартные для своего времени - глоток свежего воздуха для тех, кого достали бесконечные Микки Маусы и кролики Багз Банни. Давайте посмотрим, в чем заключаются достижения Джона Хабли.


Джон Хабли с премией "Оскар".

Джон Хабли (John Hubley) родился в штате Висконсин, что на севере центральной части США. Из-за финансовых проблем в семье (тогда, в 1930-е годы, бушевала Великая депрессия) Джону пришлось переехать в Лос-Анджелес к дяде Гарри, преуспевающему страховому агенту со связями в Голливуде. В Калифорнии Джон, с детства проявлявший способности к рисованию, обучался в Колледже искусства и дизайна. С дядей у него сложились тяжелые отношения из-за разницы мировоззрений. "Я энергично защищал "свободную душу художника" и право молодого индивидуума на самовыражение. (...) Он преклонялся перед собственностью и финансовой стабильностью" (цитируется по сборнику С.В. Асенина "Мудрость вымысла", 1983). В итоге Джон уехал от дяди и вскоре получил работу на студии Уолта Диснея, там он занимался прорисовкой фонов и слоёв.

В 1941 году на диснеевской студии произошла крупная забастовка аниматоров, недовольных условиями работы. Джон Хабли присоединился к протесту, правда, лично его не устраивала конвейерная система производства анимации, из-за которой терялась индивидуальность художника. "В этот период я пришел к убеждению, что мультипликация должна быть индивидуальной формой художественной деятельности". Диснею пришлось удовлетворить экономические требования забастовщиков, однако сотни работников студии были уволены или ушли по собственному желанию. Ушел и Джон Хабли.

Следующим местом работы Джона Хабли стала студия UPA, образованная после диснеевской забастовки. Команда бывших диснеевских аниматоров взяла курс на экспериментальный стиль популярной анимации, противопоставляя его "прилизанному", реалистичному стилю Диснея. Джон Хабли поучаствовал в создании нового персонажа, который стал очень популярным у зрителей - мистера Магу, "типа сухого, упрямого, всем мешающего своим авторитетом человека". Прототипом мистера Магу стал тот самый дядя из Лос-Анджелеса.


Мистер Магу в м/ф Ragtime Bear (1949)

Джон Хабли срежиссировал первые мультфильмы из серии Mr. Magoo. Всё шло хорошо, пока в начале 50-х не наступил период маккартизма с параноидальными гонениями на якобы антиамерикански настроенных деятелей кино. Хабли отказался сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и не назвал имена "врагов народа". На студии UPA начались конфликты, и нашему герою опять пришлось уйти. Это был последний раз, когда сработал принцип Колобка: от дяди ушел, от Диснея ушел, из UPA ушел... Можно организовать собственную студию и больше ни от кого уходить не придется. Джон Хабли так и сделал - основал студию Storyboard и переехал в Нью-Йорк, где работалось посвободнее. В 1955 году состоялась свадьба Джона Хабли и Фэйт Эллиотт - так появилась одна из самых известных супружеских пар в истории анимации. Первое время студия Storyboard выпускала рекламные мультики для телевидения - эти мультяшные рекламные ролики вошли в "золотой фонд" американской телерекламы. Особенно зрителям запомнилась серия роликов, рекламирующая овсяную кашу Maypo (Мэйпо), в которых главным героем был мальчик, говорящий голосом сына Джона и Фэйт. Крылатой стала фраза из рекламы: "I Want My Maypo!" ("Я хочу свою Мэйпо!"). Подборку коммерческой анимации студии Хабли можно посмотреть на youtube.



В конце 50-х студия, наконец, переходит к короткометражной анимации. Джон Хабли создал неповторимый визуальный стиль, на первый взгляд, страшненький, напоминающий одновременно детские каляки-маляки и живопись авангардистов начала 20 века. Для основы сюжета почти всегда бралась импровизация. Для "Лунной птицы" (1959) Джон и Фэйт тайком записали реальную болтовню своих сыновей Марка и Рэя. Мальчишки фантазировали о том, что однажды ночью они пойдут ловить некую "лунную птицу". Сумбурные, порой бредовые, но очень милые детские фантазии мы и видим в мультфильме. "Лунная птица" получила премию "Оскар", что сейчас кажется удивительным - стиль Джона Хабли совершенно не похож на стиль популярных американских мультфильмов, которые смотрит весь мир.



Прием с записью импровизированных детских фантазий супруги повторили еще два раза - со своими дочками Эмили и Джорджией. В 1967 году появился мультфильм "Ветреный день", а в 1973 году - "Cockaboody" (непереводимое слово из "детского" языка). Фантазии девочек оказались более захватывающими и непредсказуемыми, причудливые образы, порожденные их богатым воображением, появляются прямо в кадре. Джон и Фэйт Хабли сделали чудесные и нестандартные мультики о детстве. "В самом обращении с материей этих детских разговоров и тем, как они интерпретируются в анимации (...), уже столько понимания природы детства, что никакой консультант не скажет им нового. Поскольку сама анимация тут и есть изучение детства". - пишет в своем блоге Дина Годер, анимационный критик и киновед.


1968 - Ветреный день


1973 - Cockaboody

Другое, не менее интересное направление, связанное с импровизацией - это джаз. В мультфильмах Джона Хабли много джаза, точнее, джазовой импровизации. Хабли сотрудничал со многими известными джазовыми музыкантами, которые делились с аниматором своей музыкой и своим голосом. В романтическом мультфильме "Нежная игра" (1958) музыку сыграл Оскар Петерсон, известный пианист и виртуоз джаза, а спела Элла Фицджеральд. Бенни Картер сыграл на саксофоне для м/ф "Урбаниссимо" (1967) и "Люди, люди, люди" (1976). Куинси Джонс, многократный лауреат "Грэмми" - автор музыки для м/ф "О людях и демонах" (1969). Сотрудничество с Гербом Алпертом и его оркестром The Tijuana Brass принесло Джону Хабли еще одну премию "Оскар" - за комедийный мультфильм "Две композиции Херба Элперта и The Tijuana Brass" (1967). Правда, здесь звучит не джаз, а родственный стиль лаунж.


1958 - Нежная игра


1966 - Две композиции Херба Элперта и The Tijuana Brass


1969 - О людях и демонах

Особенно удачным получилось сотрудничество с Диззи Гиллеспи, известным музыкантом и виртуозом импровизационного джаза. Музыка Диззи звучит в фильмах "Шляпа" (1964) и "Движение дальше" (1974). В "Дыре" Джон Хабли экранизировал импровизированный разговор двух уличных рабочих, которые бурили тротуар прямо напротив окон студии. Рабочие болтали на разные темы, начиная с шуток про своих жен и заканчивая обсуждением возможности ядерной войны. В мультфильме они говорят голосами Диззи Гиллеспи и актера Джорджа Мэттьюса. "Дыра" принесла Джону Хабли третий "Оскар". А импровизированную речь Диззи вы можете услышать еще и в "Шляпе".


1962 - Дыра


1964 - Шляпа


1974 - Движение дальше

Во многих своих мультфильмах Джон Хабли выражает озабоченность глобальными проблемами: ядерная угроза ("Дыра"), милитаризм ("Шляпа"), негативное влияние на экологию роста городов ("Урбаниссимо") и научно-технического прогресса ("О людях и демонах"). В "Движении дальше" вообще ставится под сомнение смысл существования человечества на планете. Одного из персонажей, кстати, озвучил Диззи Гиллеспи. В м/ф "Люди, люди, люди" показана противоречивая история освоения Америки, во время которого были совершены нехорошие действия в отношении коренных народов и природы.

Джон Хабли скончался в 1977 году во время операции на сердце, но его студия не закрылась. Семейное дело продолжила развивать Фэйт Хабли, а после ее смерти в 2001 году студия перешла дочкам: Эмили Хабли также стала аниматором, а Джорджия Хабли самореализовалась в музыке - вместе с мужем она основала группу "Yo La Tengo", которая стала очень успешной и выпустила более десятка альбомов.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments