altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Железо (1990, реж. Ричард Стэнли)

Для тематической кинорулетки "Постапокалипсис".

Постапокалиптическая тематика больше всего волновала кинематографистов почему-то в конце 80-х - начале 90-х годов. Именно в этот период выпускались десятки низкопробных дешевых киношек, которые мне приходилось отсеивать при подготовке списка фильмов для кинорулетки. Как полагается, среди мусора обнаруживается несколько жемчужин, и одна из них - это постапокалиптический киберпанк "Железо" (Hardware).



Режиссер Ричард Стэнли - один из поэтов постапокалипсиса в кино, эта тема ему особенно близка. Точнее, ее пустынная эстетика. Ричард Стэнли родился в Южной Африке, он сын известного британского исследователя Африки Генри Мортона Стэнли. В студенческие годы (начало-середина 80-х) Ричард много времени провел в южноафриканских пустынях и даже попытался снять фильм о серийном убийце, который орудовал на юге Намибии. За его нечеловеческую жесткость и неуловимость маньяку приписывали сверхъестественные способности. Его, кстати, так и не поймали. Позже, в 1992 году на основе этой истории Ричард Стэнли сделает полнометражный фильм с красноречивым названием "Дьявол песков", в котором ярко выражен мотив зарождения демонической сущности из нутра безжизненной пустыни. С той же самой темы начинается и "Железо" с подкрашенными кроваво-красными фильтрами постапокалиптическими пустынными пейзажами.





Некий странник находит в засыпанной песком свалке голову робота. Роль странника сыграл Карл МакКой, лидер культовой готик-рок-группы Fields of the Nephilim, для которой Стэнли в 80-е годы снимал клипы. Персонаж МакКоя - это еще, вероятно, и альтер-эго самого режиссера, который точно также бродил по южноафриканским пустыням. Именно с находки странника начинается пробуждение демонической силы, а роль ее материальной оболочки исполнит списанный военный робот с искусственным разумом M.A.R.K.13. Имя робота - отсылка на Евангелие от Марка, глава 13, цитата оттуда присутствует в эпиграфе: "...то не спаслась бы никакая плоть".


Странник

Библейские цитаты и аллюзии, какие-то сверхъестественные мотивы, впрочем, не имеют в фильме важного значения и используются в большей степени для нагнетания мрачности. Попытки философствования на тему постапокалипсиса - это 5% фильма, остальные 95% - это бодрый триллер о "взбесившемся андроиде", по выражению главной героини. "Железо" - это апокалипсис в отдельно взятой квартире. Вышеупомянутую голову робота подарил художнице (Стэйси Трэвис) в качестве своеобразного "подарка на 8 марта" ее бойфренд (Дилан МакДермотт). Голова вдруг ожила, притянула к себе остальные части и превратилась в психически неуравновешенного киборга с аллергией на живых людей.





Далее сюжет развивается примерно как в "Терминаторе 2", только если у Кэмерона ребята бегали от робота по всей стране, то у Стэнли пространство для "игры в прятки" ограничено одной квартирой. Уничтожение киборга M.A.R.K.13 происходит - не смейтесь! - в душевой комнате, и эта сцена моментально пробуждает в памяти культовую сцену из второго "Терминатора", в которой другой киборг также погибает от жидкости.





Можно было бы подловить Ричарда Стэнли на цитировании, если бы не тот факт, что "Судный день" выйдет в следующем, 1991 году.

"Железо" - стильный, симпатичный, ироничный киберпанк, хоть и с дешевыми спецэффектами. Режиссер очень старался сделать аккуратное кино, но, если взять "железную" метафору, недоработал напильником: шероховатости и заусенцы "Железа" периодически "царапают" зрителя.
Моя оценка: 7/10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments