altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Уилфред Джексон. Три "Оскара" для Диснея

Мастера короткометражной анимации, выпуск №96

Если сравнить диснеевскую анимацию с айсбергом, то его вершина - это классические полнометражные анимационные фильмы, навсегда вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: "Белоснежка и семь гномов", "Золушка", "Красавица и чудовище", "Фантазия" и другие. Грандиозный успех этих шедевров был бы невозможен без сотен короткометражек, на которых диснеевские аниматоры отрабатывали приемы и техники "оживления". Если в процессе создания первых своих мультфильмов Уолт Дисней собственными руками выполнял основной объем работы, то по мере развития студии команда Диснея пополнялась талантливыми аниматорами, которые брали на себя режиссерские функции. Уилфред Эммонс Джексон - один из ключевых и самых успешных диснеевских режиссеров, благодаря которым Микки Маусу и его друзьям удалось покорить мир.



Уилфред Джексон родился в 1906 году в Чикаго. Когда мальчику было 6 или 7 лет, семья переехала в Калифорнию, в пригород Лос-Анджелеса. Однажды родители повели Уилфреда в кинотеатр, там вместе с обычным игровым фильмом показывали мультик. Вот как вспоминает это событие Джексон спустя 50 лет: "Боже, я чуть не подскочил до крыши, это была самая чудесная вещь, которую я когда-либо видел! Вот чем я должен заниматься, больше никаких вопросов не было по этому поводу". Уилфред начал сам рисовать мультики простейшим способом - flipbook, когда на страницах блокнота рисуются отдельные кадры и при быстром перелистывании создается иллюзия мультфильма. Школьник Уилфред использовал для этой цели казенные учебники, и перед их возвращением в школьную библиотеку приходилось долго стирать все рисунки. После выпуска из школы одержимый анимацией юноша искал любую возможность научиться этому искусству или - вот предел мечтаний! - найти работу аниматором. А пока приходилось подрабатывать где придется. Это были 1920-е годы, проблема была в том, что в то время центр американской анимации находился на противоположном конце страны, в Нью-Йорке, и переезд туда был для Джексона непозволительной роскошью. Затем, как обычно и происходит в биографиях известных людей, случилась судьбоносная встреча. Через знакомых Джексон узнал, что в Лос-Анджелесе какой-то чудак делает мультфильмы в своей маленькой студии. Это был Уолт Дисней.

Уолт сразу сказал Уилфреду, что тот еще не готов заниматься серьезной анимации, многому еще надо было научиться. Джексон выразил готовность бесплатно работать на студии, лишь бы иметь возможность наблюдать за производством и учиться, учиться, учиться. В первое время Джексон промывал целлулоидную пленку, через неделю его ждал приятный сюприз - ему дали зарплату! Так повторилось несколько раз. В 1928 году Уилфред Джексон внес первый свой заметный вклад в развитие диснеевской анимации, подсказав способ синхронизировать изображение и звук для "Пароходика Вилли", который сейчас входит во все списки самых важных и влиятельных мультфильмов в истории. Это был третий мультик с Микки Маусом и первый диснеевский звуковой мультфильм. Команда Диснея долго ломала голову над тем, как синхронизировать изображение с речью персонажей и музыкальным сопровождением. Мать Уилфреда Джексона играла на пианино и у нее был метроном. Джексон принес мамин метроном на студию и объяснил Уолту принцип его работы. Затем с помощью простых математических расчетов удалось решить задачу с наложением звука.


"Пароходик Вилли" (1928)

Уолт Дисней быстро продвигал Джексона в иерархии аниматоров, видя, как преданно и старательно тот выполняет свою работу. Джексон пришел на студию в сложный период, когда Чарльз Минтц, продюссер из Universal Studios, присвоил (есть мнение, что попросту украл) права на популярного персонажа - кролика Освальда, созданного Диснеем и Айверксом. Вместе с Освальдом от Диснея к Минтцу ушли и аниматоры, за исключением Айверкса, ближайшего соратника Уолта Диснея. Так что студия испытывала не только дефицит кадров, но и необходимость придумать нового "звездного" персонажа. Таковым и стал Микки Маус. Повлияло еще, видимо, и то, что Джексон был свой, калифорнийский. Кроме того, Уолт и Уилфред оба родом из Чикаго. Джексону приходилось конкурировать с более опытными аниматорами, "выписанными" с восточной части США - Дэвидом Хэндом, Бертом Джиллетом, Беном Шарпстином. Каждый из них в будущем станет успешным диснеевским режиссером.

Режиссерским дебютом Уилфреда Джексона стал десятый выпущенный мультфильм с Микки Маусом - "Глупости Микки" (Mickey's Follies, 1929), музыкальная сценка на скотном дворе. В дальнейшем Джексон снял множество мультиков для двух основных циклов диснеевских короткометражек. Первый цикл - это про Микки Мауса и его друзей (Плуто, Дональд Дак, Гуфи и др.). Второй - это Silly Symphonies (переводят как "Глупенькие" или "Простые симфонии"), цикл детских историй, в основном, по известным сюжетам, без сквозных персонажей. В режиссерской фильмографии Джексона более 60 пунктов, мы отметим только те, которые оставили заметный след в истории диснеевской анимации.

Mickey's Revue (1932) - очередной музыкальный мульт про Микки, в котором мышонок дирижирует и играет на различных инструментах. Фильм примечателен тем, что в нем впервые появляется Гуфи (правда, имя появилось позже).



Два замечательных рождественских мультфильма Джексона, выпущенные соответственно в 1932 и 1933 годах - "Мастерская Санта-Клауса" и сиквел "Ночь перед Рождеством".



В "Маленькой мудрой курочке" (1934) впервые появляется Дональд Дак.



"Богиня весны" (1934) - в этом мультфильме диснеевцы впервые попытались создать реалистичные человеческие персонажи. В данном случае это герои древнегреческого мифа - богиня плодородия Персефона и похитивший ее Плутон, бог подземного царства мертвых. Эксперимент был особенно важен для первого полнометражного мультфильма Диснея "Белоснежка и семь гномов", разработка которого началась как раз в 1934 году.



Середина и вторая половина 1930-х - лучшее время для диснеевской короткометражной анимации. Именно в этот период мультфильмы Уилфреда Джексона три раза получили премию "Оскар" в соответствующей номинации, в 1935, 1937 и 1938 годах. Ни одному диснеевскому режиссеру, кроме Джексона, не удалось заработать более двух "Оскаров", если говорить именно короткометражках. На церемонии в 1935 году награду получил м/ф "Черепаха и Заяц" по басне Эзопа о гонке зайца и черепахи.



Через два года победила еще одна "оживленная" эзоповская басня - мультфильм "Деревенский кузен" (по басне "Мышь деревенская и мышь городская").



На следующий год вновь отмечена работа Уилфреда Джексона - "Старая мельница", умеренный детский ужастик. На мой взгляд, одна из лучших диснеевских короткометражек вообще.



В 1937 году началась эра классических диснеевских полнометражных мультфильмов, в создании которых Уилфред Джексон принимал участие в качестве одного режиссеров. Что касается короткометражек, то Джексон где-то явно, где-то неуловимо заметно имел превосходство над другими режиссерами, с точки зрения качества анимации, проработки сюжета и персонажей. В 1954 году Джексон по просьбе Уолта переключился на телевизионные проекты студии. В 1961 году один из главных соратников Диснея уходит на пенсию, прекращая какую-либо деятельность на студии. В 1988 году уходит из жизни в возрасте 82 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments