altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Образ безумного мужчины в фильмах Стэнли Кубрика

Как мы уже отметили, самая первая профессия Стэнли Кубрика - фотографа - оказала большое влияние на стилистику его первых фильмов, в которых визуальный эффект, возможно, преобладал над содержанием. Кубрик и в дальнейшем при создании фильма уделял огромное влияние всему, что связано с визуальным восприятием действия. Например, в архиве режиссера (уже после смерти) была обнаружена многометровая панорама из скленных фотоснимков с изображением Нью-Йорской улицы: специально нанятый фотограф запечатлел на пленке всю улицу целиком, не пропуская ни миллиметра. Какой в этом смысл? А вот так режиссер готовился к съемкам "С широко закрытыми глазами", пытаясь на лондонской съемочной площадке воссоздать обстановку американского мегаполиса.

Кубрик снимал очень разные фильмы, которые почти между собой не пересекались: разные темы, разные жанры, разные актеры. У каждой ленты своя неповторимая стилистика. Но есть один образ, который почему-то повторялся из фильма в фильм, начиная с 60- годов - образ безумного мужчины или человека в таком состоянии, который готов, как говорится, сделать что-нибудь страшное. И каждый раз режиссер находит момент, чтобы показать лицо этого мужчины крупным планом. Если представить, что перед нами не кино, а фотокарточка, то эффект реалистичности будет близок к 100%. Не случайно именно эти кадры одни из самых цитируемых у Кубрика (лицо Джека Николсона в "Сиянии", возможно, вообще самый известный кубриковский кадр) и часто попадают на кинопостеры.

1."Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (1963)
Доктор Стрейнджлав, он же Мерквюрдиглибе (Питер Селлерс)
Причина безумия: жажда мировой катастрофы, уничтожения человечества как возможности стать избранным, одним из немногих оставшихся в живых после серии ядерных атак по всей планете. Он предугадывал такой исход и заранее всё продумал. Доктор Стрейнджлав - так и не ставший реальным (к счастью) образ безумца, готового пожертвовать всем миром ради собственных утех.
1963 - Доктор Стрэйнджлав.jpg

2. "2001 год: Космическая одиссея" (1968)
капитан Дэйв Боумэн (Кир Дулли)
Причина безумия: исследовательский космический корабль забрался в такие вселенские дали, что ни один человеческий разум не может представить, какие существа там обитают. Конечно, идея гораздо глубже: космос - это разум, при соприкосновении с которым человек неизбежно преображается в нечто, неподвластное пониманию.
1968 - Космическая одиссея 2001.jpg

3."Заводной апельсин" (1971)
Алекс (Малкольм МакДауэлл)
Причина безумия: бывает, что человек рождается с большим зарядом природной агрессии, которая по мере взросления неизбежно выплескивается наружу. Окружающее общество, конечно же, к этому не готово и не способно адекватно ответить герою. Жизнь в состоянии постоянной агресии неизбежно приводит к безумию.
1971 - Заводной апельсин.jpg

4."Сияние" (1980)
писатель Джек Торренс (Джек Николсон)
Причина безумия: подразумевается, что у главного героя изначально немного "не все дома", а мистическая атмосфера отрезанного от цивилизации отеля только усиливает маниакальные склонности Джека.
1980 - Сияние.jpg

5."Цельнометаллическая оболочка" (1987)
рядовой по прозвищу Куча (Винсент Д`Онофрио)
Причина безумия: армейский порядок на грани маразма и злобный сержант Хартман, вбивающий в головы новобранцев деструктивные идеи о вседозволенности ("Born to kill" - рожденные убивать), доводят слабого телом и характером Гомера Кучу до безумия...
1987 - Цельнометаллическая оболочка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments