altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Владимир Петкевич. "С арт-хаусом завязал навсегда"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №95

Если взять первый и последний на данный момент мультфильмы Владимира Петкевича, то невозможно поверить, что их сделал один человек. Творческий путь этого белорусского аниматора включает в себя одно из самых кардинальных стилистических преображений в истории анимационного искусства. Начав режиссерскую карьеру в середине 80-х как один из лидеров тяжеловесной, интеллектуальной уральской анимации, к 2000-м годам Владимир Петрович Петкевич переквалифицировался в создателя ярких детских мультиков из категории "0+". "С артхаусом завязал давно и навсегда. - рассказывает Петкевич в интервью, - Простите, но артхаус делают для дураков и критиков. У меня нет никакого желания им заниматься. Когда я снимаю фильмы для детей, такое семейное кино, то это шанс кому-нибудь помочь". Тем не менее, в историю вошли именно "артхаусные" мультфильмы Петкевича, представляющие Уральскую школу анимации, а также созданные им на студии "Беларусьфильм" в 1990-е годы.



О происхождении Владимира Петкевича известно немного. Из того же интервью можно узнать, что аниматор происходит из древнего белорусского дворянского рода Петкевичей. Во времена Столыпина дед Владимира переехал на Урал, там обосновался. При Сталине деда обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали в Воркуту. В тяжелые времена из родни выжили все, кроме деда. Сам Владимир Петкевич родился в 1952 году недалеко от Тюмени. В 1975 году закончил Уральский политехнический институт, но вместо работы по специальности уходит в творчество. "Я должен был стать инженером-энергетиком, окончил Политех в Свердловске, а потом решил стать мультипликатором. Эта профессия затягивает, как любое другое азартное дело. Если ты не бросил и не завязал сразу, то будешь в ней работать всю оставшуюся жизнь" (из интервью). В 1981 году Владимир Петкевич заканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссеров, одним из его учителей был Юрий Норштейн.

В первых мультфильмах Петкевича, созданных на Свердловской киностудии, мы легко узнаем влияние Норштейна, точнее его "Ежика в тумане" и "Сказки сказок". Можно было бы добавить к ним и незаконченную "Шинель", но не факт, что в те годы Петкевич видел какие-то рабочие материалы по "Шинели". Петкевич использовал похожую технику перекладок, создавая монохромное, уходящее в глубь кадра пространство, затянутое туманом или дымкой. На этом сходство с Норштейном заканчивается. Позже такой же эффект туманной глубины Петкевич получит с помощью песочной техники. Аниматор застилает туманом не только "картинку", но и сюжет, размывая логическую цепочку событий. В программе "Фотошоп" есть инструмент "Размытие", необходимый для того, чтобы немного "размазать" фон, людей или предметы. Похожий прием использует Петкевич, только более глобально: "размазывая" и изображение, и сюжет. Для неподготовленного зрителя такое зрелище вполне может показаться "артхаусным". Именно в таком духе создавал свои мультфильмы Петкевич до конца 1990-х.

Владимир Петкевич часто обращается к народным сказкам и литературным произведениям. В руках аниматора фольклорный или литературный сюжет теряет первоначальную логическую стройность и обрастает причудливыми авторскими элементами. "Сказочка про козявочку" (1985, по сказке Мамина-Сибиряка), "Как стать человеком?" (1988, по рассказу Леонида Андреева) - это сложное сочетание социальной драмы, символизма и магического реализма. Кроме того свердловским мультфильмам Петкевича в той или иной степени свойственны черты перестроечной анимации - депрессивность, шизофреничность, пессимизм.


1985 - Сказочка про козявочку


1987 - Дерево Родины

Лучшая, на мой взгляд, работа Петкевича из уральского периода - это "Как стать человеком?" по рассказу Леонида Андреева "Правила добра". Литературная основа представляет собой притчу о том, что законы мироздания нельзя воспринимать буквально и рационально. По сюжету, уставший от дьявольщины черт по имени Носач поднимается из ада в мир людей, встречает священника и просит его научить делать добро. Поп учит Носача правилам добра (например, отдать нуждающемуся последнюю рубашку), но, применяя их буквально и бездумно, черт нарывается на побои. Вместо добра получается зло. Дальше черт и поп всё больше загоняют в себя в логический тупик, пытаясь выяснить, что можно делать и что нельзя. Можно ли прихлопнуть муху? "Муху-то можно..." - говорит поп. "Или все-таки нельзя?" В следующей сцене поп удовлетворенно наблюдает за сожжением еретика. Леонид Андреев в своем рассказе показал бессмысленность, а в худшем случае - разрушительность любых "правил добра", навязываемых, в том числе, церковью. Владимир Петкевич не стал делать акцент на антирелигиозных идеях, а изобразил атмосферу тотальной энтропии, которую переживало общество в последние годы Перестройки, в период мировоззренческого разлома из-за резкой смены социально-политического уклада. Потеряв в один момент мировоззренческую опору, народ ощутил острую потребность хоть в каких-то "правилах" о том, что можно и что нельзя. Непривычная жизнь без внешней идеологической опоры оказалась для многих разрушительной - если не для тела, то для психики. Всё это в холодном депрессивном стиле показано в мультфильме Петкевича - ярком образце шизофренической перестроечной анимации. В мультфильме щедро разбросаны жуткие абсурдные символы, которых не было в рассказе. История про священника и черта размывается, размазывается в безумное черно-белое действо.







В 1990-м году Владимир Петкевич переезжает в Беларусь, на историческую родину. С поиском работы проблем не возникло - Петкевича позвали на "Беларусьфильм". В 90-е годы Петкевич постепенно отдаляется от депрессивного перестроечного стиля в сторону детской аудитории, обращаясь в основном к фольклорным сюжетам и притчам. Пока что это еще авторская анимация, где-то экспериментальная и непредсказуемая. Яркий пример - "Сказка о глупом цыплёнке" (1994). Если в основе и лежало какое-то народное предание, то оно переработано до неузнаваемости. В этом мультфильме царит спонтанность, каждую минуту сюжет меняется непредсказуемым образом.



Визуально это уже не норштейновская размытость, последним "норштейновским", с изобразительной точки зрения, мультфильмом Петкевича стал "Месяц" (1993) на основе белорусской сказки. Размытость сюжета и изображение делает фильм не очень простым для восприятия. Не удивлюсь, что именно на этом этапе Владимир Петкевич разочаровался в своем "артхаусном" стиле.



В 1996 году Петкевич создает, на мой взгляд, лучшую свою работу, в которой аниматор наконец-то нашел идеальный баланс между интеллектуальной подачей и глубоким, доступным для восприятия содержанием. Речь идет о мультфильме "Жило-было дерево..." (1996). Это история из жизни семейства, в которой радостные и грустные события разворачивается вокруг семейного дерева. В притче сталкиваются детские фантазии и жестокая реальность, хрупкая человеческая жизнь и стихии природы. По настроению и по замыслу "Жило-было дерево" - вероятно, дань уважения "Сказке сказок" Норштейна.



Окончательная смена аудитории и художественной стилистики у Владимира Петкевича состоялась в начале 2000-х годов. С тех пор у него регулярно выходят яркие и динамичные детские мультфильмы, совершенно не похожие на работы 80-х и 90-х годов. В основе новых мультфильмов - русский и белорусский фольклор. Лишь однажды Петкевич делает шаг в сторону - в 2007 году, когда вышел мультфильм "Людвиг Ван Бетховен" для анимационного проекта "Сказки старого пианино". В этом фильме мы вновь видим того самого Петкевича и... видимо, прощаемся с ним.



Детские мультики Петкевича при их высоком качестве все-таки не имеют отношения к авторской анимации. Сложилась грустная парадоксальная ситуация: переориентировавшись на массового зрителя, Владимир Петкевич так и не получил этого самого зрителя. Работы белорусского аниматора можно посмотреть на фестивалях да в интернете. Вот что рассказывает режиссер в интервью: "Кинотеатрам коммерчески невыгодно брать наши мультфильмы в прокат, телевидение в них тоже не заинтересовано. Показываем на фестивалях, завоевываем награды, а что толку? Мультфильмы оседают на полках и, по сути, становятся никому не нужными. При этом попытки выложить работы в интернет категорически пресекаются. А ведь я совсем не против, пусть хоть где–то детвора сможет их посмотреть... Но в итоге получается, что всю эту огромную работу мы делаем просто для галочки". Большинство работ Петкевича доступны в Сети, включая последние детские, которые безусловно заслуживают семейного просмотра с детьми.


2010 - Лиса и Журавль


2012 - Волк и баран


2013 - Мышка


2014 - Хрюша

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment