altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Российское кино 2017 года. Итоги, часть 1: Лучшие и худшие фильмы.

В 2017 году я очень внимательно следил за российским кинематографом и вообще планирую более серьезно его освещать в своих блогах. На данный момент успел посмотреть всё, что меня интересовало, за исключением, может быть, одной-двух позиций. Всего получилось 40 названий: 38 фильмов и 2 сериала. Теперь я могу подвести некоторые итоги о том, что происходило с российским кино в 2017 году.

В последнее время критики и эксперты много говорят о том, что прошлый год был чуть ли не самым успешным для российского кино, если ориентироваться на сборы. С коммерческой точки зрения - сложно спорить, но с точки зрения художественной, российские блокбастеры как были бездарными, таковыми и остались (ИМХО, конечно). Я бы сказал, что более качественным стал маркетинг, привлекающий массового зрителя на сеансы с российскими высокобюджетными фильмами, всё больше напоминающими социально-политическую рекламу, которая маскируется под полнометражное художественное кино. Одним из самых популярных эпитетов относительно такого кино в рецензиях и обсуждениях было слово "патриотическое". Самые высокие сборы, самый агрессивный маркетинг - у "патриотических" продуктов. Не вижу в этом ничего хорошо, когда зрителю впаривают дорогую и красивую идеологическую упаковку-пустышку, манипулируя его гражданскими чувствами. Таким образом, если говорить о высокобюджетных продуктах, то с точки зрения развития российского "высокого" киноискусства - это продолжение падения в бездну. С точки зрения развития киномаркетинга, а также сращивания киношной и политической общественностей - успех.

Из всех просмотренных российских фильмов 2017 года только один я могу назвать шедевром без всяких оговорок. Еще одна лента получила у меня такую же высокую оценку, но из-за ее смелости и нестандартности я не буду спешить с выводами. У меня лично фильм хорошо зашел - очень уж специфические у меня предпочтения - рекомендовать же его я никому не буду. Один-два шедевра за год - на мой взгляд, нормальный, средний показатель для российского "большого" авторского кино. На уровне большинства других национальных киноиндустрий. Отмечу еще, что год подарил нам эпическую битву "Нелюбви" и "Аритмии", которая происходила в соцсетях и в кругу российских кинокритиков. Такие киноманские холивары - признак высокого спроса на качественное актуальное российское кино и дополнительный стимул для режиссеров снимать такое кино. Рост творческой конкуренции неизбежно повлечет за собой и повышение художественного уровня.

Если для авторского кино год вышел стабильный, без провалов и без взлетов, то малобюджетное независимое кино сделало большой шаг вперед - во многом благодаря освоению онлайн-технологий и краудфандинга. Развивается относительно дешевый формат веб-сериала, 2017 год на примере сериала "Район тьмы" показал всем независимым режиссерам, что можно с минимальными финансовыми вложениями делать качественный и коммерчески успешный продукт. Думаю, российское авторское кино будет отчасти развиваться в этом направлении. Что касается независимых полнометражных игровых фильмов, созданных изначально под онлайновую аудиторию, то растет их количество и качество. Появляется больше возможностей поиска средств для реализации независимых проектов - это не только краудфандинг, но и привлечение крупных партнеров (например, комедия "КВНщики" создавалась при поддержке социальной сети Вконтакте) и некоммерческих фондов (например, фонд Александра Сокурова). Малобюджетное независимое кино дает больше поводов для радости, есть все основания прогнозировать, что дальше будет только лучше.

Далее список всех просмотренных мною российских фильмов 2017 года, а также нескольких фильмов 2016 года, чей выход в прокат или онлайн-премьера состоялись в 2017 году.

ТОП-5

Нелюбовь (Андрей Звягинцев). В изображении актуальных проблем российского общества режиссер выдерживает золотую середину между разоблачительством и полной отстраненностью. Многие пишут, что Звягинцев не любит своих героев. Может быть, у меня искаженный взгляд, но мне кажется, в фильме нет ненависти к кому-либо и кино, вопреки своему названию и показанным событиям, даже снято с еле уловимой любовью. И это самое крутое. Моя оценка 8/10.

Кроткая (Сергей Лозница) - чернушное роуд-муви (как вариант - фантастическая комедия абсурда). Взрыв мозга в лучших традициях Киры Муратовой. При такой концентрации зло уже не воспринимается как зло, "крыша" улетает в какие-то иные уровни восприятия действительности. Вот это я понимаю - настоящее кино. 8/10

Теснота (Кантемир Балагов) - авторская социальная драма от ученика Сокурова. Всё происходящее в фильме оправдывает название во всех смыслах - и в прямом, и в переносном. Даже формат кадра подобран таким образом, чтобы персонажам и зрителям было "тесно" в кинематографическом пространстве. 7,5/10

Мой убийца (Костас Марсан) - якутский детектив с элементами мистики. Переосмысление Дэвида Линча на почве якутской шаманской культуры. 7/10

Дачники (Александр Вартанов) - бунтарский инди-триллер. Экстремальная вариация "Бонни и Клайда". Один из лучших и самых смелых независимых проектов в российском кино за последние годы. 7/10

Остальное:
Аритмия (Борис Хлебников) - социальная драма. Просто хорошее актуальное русское кино, по большому счету ничего особенного. 7/10
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (Александр Хант) - роуд-муви. Фильм от талантливого режиссера-дебютанта. Слабое место - сценарий, всё остальное хорошо. 7/10
Про любовь. Только для взрослых (Нигина Сайфуллаева, Павел Руминов и др.) - сборник романтических историй. Чуть менее удачное продолжение сборника "Про любовь" от Анны Меликян (здесь она продюссер). 7/10
Его дочь (Татьяна Эверстова) - автобиографическая драма, независимый проект из Якутии. Спокойное, умиротворяющее кино с богатым этнографическим материалом. 7/10
Гуляй, Вася! (Роман Каримов) - угарная молодежная комедия. Guilty pleasure года. 7/10
Гоголь. Начало (Егор Баранов) - мистический детективный триллер. Отличный и грамотный жанровый проект, ничего лишнего. 7/10
Большой (Валерий Тодоровский) - драма про балерину. Неожиданно адекватное, непафосное изображение Большого Балета. В целом, средненький фильм. 7/10
Заложники (Резо Гигинеишвили) - драма на основе реальных событий с захватом самолета. ИМХО фильм получился чересчур осторожный, показалось, что режиссер боялся кому-то не угодить. 7/10
Оптимисты (Алексей Попогребский) - ретро-сериал про советских дипломатов. Любопытный проект, очень неровный, но симпатичный. 7/10
Карп отмороженный (Владимир Котт) - грустная комедия. Полагаю, хотели снять иронично, получилось - глупо. Фильм спасают актеры. 6/10
Рок (Иван Шахназаров) - роуд-муви, авантюрная комедия. Отличная задумка, которпя сценаристу и режиссеру оказалась не по зубам. 6/10
Три дня до весны (Александр Касаткин) - военный детектив. Крепкий середняк, есть плюсы, минусов чуть больше. 6/10
Матильда (Алексей Учитель) - мелодрама на основе биографии Николая II. Интересная история с адекватной подачей, но реализована слабо, с точки зрения режиссуры и актерской игры. 6/10
Движение вверх (Антон Мегердичев) - спортивная патриотическая драма на основе реальных событий. Сценарий, спецэффекты - неплохо. Не понравилось, что раздули великую победу из незначительного спортивного события. Спорт - это всего лишь спорт. 6/10
Софичка (Кира Коваленко) - драма по произведению Фазиля Искандера, от ученицы Сокурова. Вроде бы правильное и глубокое кино, но абсолютно сухое, безжизненное. Снято во многом по-сокуровски, но вряд ли Сокуров ТАК учил снимать. 6/10
Мифы (Александр Молочников) - комедия с закосом под арт-хаус. Неудачная попытка гламурной элиты поиронизировать над собой. 6/10
Спящие (Юрий Быков) - псевдопатриотический шпионский сериал. Социальная и политическая сатира, заведомо неряшливо замаскированная под рекламу российских спецслужб (в итоге получилась антиреклама). Проблема сериала ИМХО в том, что режиссер сам не понял, ЧТО снимает. 6/10
Прорубь (Андрей Сильвестров) - кинопоэма, социально-политическая сатира в стихах. Интересная концепция, реализованная катастрофически коряво. 6/10
Блокбастер (Роман Волобуев) - авантюрная криминальная комедия. Еще в процессе съемок что-то пошло не так... 6/10
Жги! (Кирилл Плетнёв) - трагикомедия, история успеха. Вот это вот сочетание "траги" + "комедия" получилось очень грубым. 5/10
Холодное танго (Павел Чухрай) - мелодрама о запретной любви. Подобные фильмы должны снимать режиссеры с тонким чутьем, а не такие крепкие ремесленники, как Павел Чухрай. 5/10
Салют-7 (Клим Шипенко) - космическая survival-драма. Типа наш ответ "Гравитации". История захватывающая, но от патриотической пропаганды тошнит. 5/10
Яма. Наши дни (Виталий Манюков) - малобюджетная мелодрама по мотивам повести А.Куприна. Фильм начинается как красивая романтическая история любви мажора и проститутки, но к финалу скатывается в отвратительную мизогинию. 5/10
Черная вода (Роман Каримов) - психологический триллер. Сценарий - провал. 5/10
Крым (Алексей Пиманов) - мелодрама, политическая драма. Бездарное произведение, в котором вопреки всему просвечивает истина. 5/10
Последний богатырь (Дмитрий Дьяченко) - комедийное фэнтэзи. Прикольненькая ерунда. Главный актер - эпик фэйл, выглядит как знаменитый "деревянный" футболист Павел Погребняк и играет соответствующе. 4,5/10
Напарник (Александр Андрющенко) - комедийный фантастический детектив. Сюжет до конца не продуман, спецэффекты - жирный минус. Понравился Владивосток как место противостояния спецслужб и мафии в стиле азиатских криминальных драм. 4/10
Птица (Ксения Баскакова) - комедия с Иваном Охлобыстиным. Сделан упор на жизнеутверждающий позитив - я не против такого подхода, но можно было его реализовать намного лучше. 4/10
Ковчег (Александр Котт) - как бы "серьезная драма". Вместо крепкой истории о гуманизме получилась размазня. 4/10
Легенда о Коловрате (Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий) - боевик на основе исторической легенды времен Золотой Орды. Вместо того, чтобы качественно переработать исторический материал, сделали тупую патриотическую пустышку. 4/10
Из Уфы с любовью (Айнур Аскаров) - авантюрная комедия. Фильм якобы призван повысить туристическую привлекательность столицы Башкортостана. Если Уфа действительно такой город дебилов, действующих по принципу "слабоумие и отвага", как это показано в фильме, то миссия провалена. 3/10
Время первых (Дмитрий Киселёв) - космическая драма на основе реальных событий. ИМХО просто всё плохо (кроме Ильина). 3/10
Притяжение (Фёдор Бондарчук) - фантастический боевик. No comments. 3/10
Жизнь впереди (Карен Оганесян) - комедия. Сюжет словно распадается на лоскуты, грубо сшитые пьяным китайским портным в подпольном ателье. Да, в целом, смешно и жизненно, но нельзя же так снимать... 2,5/10
Конверт (Владимир Марков) - хоррор. Ну, не получилось, бывает... 2/10

Средняя оценка - 5,6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments