altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Стэнли Кубрик: между фотографом и кинорежиссером

Стэнли Кубрик.jpg
Кубрик, как известно, в молодые годы увлекался фотографией и свою карьеру начинал именно как фотограф. Его кадр с изображением продавца газет, огорченного смертью президента Ф.Д.Рузвельта попал на обложку американского журнала "Look". Это было в 1946 году... В начале 50-х Стэнли снимает первые малобюджетные короткометражки, затем постепенно осваивает более серьезные киновершины. С 53 по 56 гг выходят три его полнометражных фильма, которые вряд ли можно отнести к шедеврам - путь к настоящему успеху начнется в 1957 году с ленты "Тропы славы". Далее у Кубрика что ни фильм - то "глыба", россыпь блокбастеров без единого слабого звена. Мы же обратим внимание на те самые первые работы начинающего мастера, а именно на фильмы "Поцелуй убийцы" и "Убийство"

Обе криминальные драмы не отличаются захватывающим сюжетом, истории, в общем, типичны для жанра: ограбления, похищения, погони, стрельба... В США такой продукции выпускалось достаточно. Пока в творчестве Кубрика ничего не предвещает "Космической Одиссеи" или "Спартака". Однако, просматривая первые полнометражные работы, понимаешь: вроде ничего особенного, но что-то цепляет глаз! А секрет в том, что Кубрик компенсировал скудность сюжета своими выдающимися фотографическими навыками. В "Поцелуе убийцы" он и вовсе был оператором. Зрителя цепляет "картинка" подобно томук заставляют задержать на себе взгляд качественные иллюстрации в глянцевом журнале, в котором порой рассматривать картинки интереснее, чем читать нудные тексты. Так же и ранние фильмы Кубрика интереснее рассматривать, при том, что перипетии сюжета в процессе, возможно, немножко подзабылись.

"Поцелуй убийцы" (1955)
Здесь наиболее зрелищными получились кадры с изображением городских пейзажей. Кубрик, как настоящий фотограф, сумел передать в "картинке" урбанистическую невзрачность, простоту, серость (даром что фильм черно-белый) так, что действительно захватывает дух. Работа с освещением, тенями усиливает эффект: среди безжизненных построек мрачного мегаполиса, словно тени, шустро мелькают фигурки живых людей.
1955 - Поцелуй убийцы13.jpg
1955 - Поцелуй убийцы10.jpg
1955 - Поцелуй убийцы.jpg

"Убийство" (1956)
В этом фильме Кубрик отказался от урбанистического стиля и проявил свою "фотографичность" в портретных кадрах. Каждый из них вполне мог бы украсить обложку журнала "Look". При этом никаких наворотов режиссер не использует, обходясь случайными деталями (например, казалось бы, к чему показывать крупным планом стакан в руке?). Именно такие детали, предметы, а также ракурсы (мы наблюдаем за происходящим снизу вверх, словно незаметно выглядывая, скажем, из-под стола) оживляют "картинку" и привлекают внимание зрителя.
1956 - Убийство.jpg
1956 - Убийство8.jpg
1956 - Убийство9.jpg
Tags: Стэнли Кубрик
Subscribe

Posts from This Journal “Стэнли Кубрик” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments