altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кира Муратова. Часть 2: пять фильмов, которые могут шокировать

Эти фильмы не стоит смотреть людям со слабой психикой - хотя это далеко не фильмы ужасов или психологические триллеры. Кира Муратова не выдумывает параллельные миры, а показывает реальность. Но... такого же не бывает! Нет, я допускаю, что где-то в нашем мире происходят такие нелепые до жути и жуткие до нелепости ситуации - когда школьный учитель дерется на уроке с учеником, а медсестра убивает пациентку за то, что она согласилась на аборт. Актеры вешаются в театре, богачи забавы ради воруют продукты из супермаркета. Мудрые люди говорят: у каждого человека - своя реальность. У Муратовой - своя необычная реальность. Шокирует она нас потому, что в нашей жизни ничего подобного не происходит, хотя кто-то и застал перестроечное время, когда в обществе преобладал массовый психоз. Предложенные пять фильмов - как пять погружений в ледяную воду зимой - оно и пугает поначалу, но и как-то отрезвляет.

1."Астенический синдром" (1989)
Перестроечная эпопея в 2 с половиной часа о том, как народ массово сходит с ума. Ломается эпоха, и что-то одновременно ломается в головах людей: старый порядок уходит из-под ног, а нового и в помине нет. Кира Муратова показывает слом коллективного сознания на бытовом уровне, достигая самого дна повседневности - время прекращает ощущаться как таковое, каждое мгновенье превращается в вечное ожидание чего-то непонятного. Может быть, смерти... Как у Г.Ф.Лавкрафта восстают из потусторонних миров злые духи и монстры, так у Муратовой материализуются из ниоткуда странные, словно инопланетные, персонажи, часто уродливые, неадекватные. Они ведут бессмысленные разговоры. И всего это много, много! На 2,5 часа.
Мне трудно сказать, так ли оно и было в 1989 году. Отзывы зрителей расходятся. Действительно, у каждого своя реальность. Но поневоле веришь, что и муратовская реальность где-то существует...





2."Три истории" (1997)
Три истории о трех убийствах. У Муратовой убийство, на первый взгляд, выглядит как нечто обыденное, простое, даже комичное. Захотел герой кого-то убить - пожалуйста, и ничего ему не будет! Причем, среди героев - не бандиты-маньяки, что было бы крайне актуально для фильма, снятого в середине 90-х. Нет, убийцы - благообразная медсестра, маленькая девочка и приличный гражданин. Пафос смерти низводится до нуля. Убить кого-то или умереть - как выйти погулять. Конечно, это шокирует: мы привыкли совсем по-другому относиться к смерти. Но за муратовской мизантропией всегда скрывается человеколюбие, как это ни странно. Такой шок наверняка научит многих зрителей больше ценить человеческую жизнь и просто более адекватно относиться к окружающим людям. Ведь любая неосмотрительность может привести к трагедии. А как она будет выглядеть? Смешно и абсурдно.





3."Чеховские мотивы" (2002)
Кого-то шокирует такая интерпретация чеховских рассказов "Тяжелые люди" и "Татьяна Репина". Но это не самое важное. Шокирует также сочетание комичности и того, что смешным не может быть по определению: состоятельная пара, следуя моде, заказывает в церкви обряд венчания, но превращает - не без помощи актеров комик-группы "Маски шоу" - священное таинство в фарс, в тусовку "фриков", которым скучно молча целый час стоять и смотреть, как там что-то бубнит священник. Даже любители черного юмора окажутся в легком недоумении: к чему весь этот абсурд и издевательство над святыней? Однако никакого издевательства нет: мы снова видим муратовскую реальность, при этом становимся в один ряд с ее обитателями. Режиссер как будто спрашивает нас: вы хотите быть на их месте? Нет ничего ужасного в том, чтобы быть на их месте - все эти люди живут, и живут неплохо. Нет смысла говорить об их моральности, любые нравственные слова уйдут в пустоту - как у того бедного студента.





4."Два в одном" (2007)
Еще один муратовский фильм из серии "че к чему?" Не очень завлекательное действие, фирменные режиссерские приемы уже не цепляют - всё это мы уже видели раньше. Тем не менее, в фильме есть масса деталей или полузаметных моментов, которые могут непонятным образом шокировать и остаться в памяти надолго. Например, уборщик, читающий монолог Гамлета; молоток, падающий кому-то на голову; Рената Литвинова - водитель трамвая, поедающая бутерброд с красной икрой и т.д. Бессмысленность и идиотичность двух историй компенсируется обилием образных, подсознательных элементов. Поэтому "Два в одном" не вызвал восхищения у аудитории: народ ожидал увидеть очередной муратовский трэш, а получил стилизацию непонятно под что. И это тоже может шокировать.





5."Мелодия для шарманки" (2008)
Мне кажется, не следует ставить "Мелодию для шарманки" в один ряд с "Два в одном": мол, Муратова повторяется, Муратова уже не та и т.д. В последних фильмах она использует все свои фишки не в идейных целях, а как фон, как визуальное наполнение действия. Одно дело, что за этим фоном ничего не скрывается, как в "Два в одном". Другое дело, что за ним скрывается глубокий кризис веры в Бога и в человека, как в "Мелодии для шарманки". В последних интервью с режиссером этот момент четко прослеживается: кажется, что Кира Георгиевна всю жизнь боролась с соблазном возненавидеть людей и наконец, вроде как, этому соблазну уступила. Действительно, "Мелодия для шарманки" - первый по-настоящему мизантропический фильм Муратовой, причем, нарочито мизантропический, как будто, назло всем ангелам-хранителям. Главные герои - беспризорные дети, то есть представители категории населения, вызывающей у общества наибольшую жалость. С мальчиком и девочкой происходит череда нелепых, но болезненных для души и тела неприятностей. Как будто, всё мироздание отвернулось от несчастных существ, любая возможность чуда (как обычно случается в рождественских сказках) роковым образом обречена на провал.
Кого-то шокирует сама трагическая история, кого-то - такой мрачный взгляд на человеческую природу. Вот смотришь "Астенический синдром" и веришь - наверное, действительно людей тогда так колбасило! Но в мир "Мелодии для шарманки" уже не веришь - такого точно не бывает! Но всё равно что-то внутри срабатывает... Это можно назвать неосознанным эмоциональным шоком, а это - признак как минимум очень хорошего фильма.






Часть 1: ТОП-5 недооцененных фильмов
Часть 3: крылатые фразы из фильмов
Tags: Кира Муратова
Subscribe

Posts from This Journal “Кира Муратова” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments