altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Иржи Брдечка. Не подвержено старению

Мастера короткометражной анимации, выпуск №90

Чехословакия славится своей кукольной мультипликацией, что логично и естественно для народа с богатыми традициями народного кукольного театра. Сразу после Второй мировой войны процесс восстановления национальной анимации возглавил Иржи Трнка, ставший затем одним из самых выдающихся аниматоров-кукольников в мире. Но начинал-то Трнка с рисованной анимации, сделав во второй половине 1940-х несколько рисованных мультфильмов в команде единомышленников "Братья в трико". Одним из соратников лидера "Братьев" был Брдечка, и когда первый Иржи в начале 50-х ушел в кукольную анимацию, второй Иржи остался в рисованной и достиг в ней больших успехов. Брдечка продолжил и развил основные идеи Трнки, который переосмыслил диснеевскую трюковую анимацию и заложил принципы чешской популярной рисованной анимации. С другой стороны, влияние Иржи Трнки было настолько сильным, что "младшим" мастерам было тяжело найти свой путь, свой стиль. "Я боялся его влияния", - говорил Брдечка, который старался избегать осознанного и неосознанного подражания Трнке. И ему это удалось.



Получив образование по специальности "история искусств", Иржи Брдечка преуспел во многих творческих профессиях - карикатуриста, журналиста, писателя, сценариста. Самая известная его книга - пародия на ковбойские вестерны "Лимонадный Джо", по которой снят известный чешский фильм 1964 года. Во время войны Брдечка начинает работать аниматором на пражской студии, с 1945-го года сотрудничает с Трнкой: вместе они делали первые фильмы "Братьев в трико", в последующие годы Брдечка написал сценарии для нескольких кукольных мультфильмов Трнки, а также для других чешских режиссеров анимации и кино. В рисованной анимации Брдечка снял свыше 30 мультфильмов - более половины из них, к сожалению, нет в доступе.

Доступные работы могут произвести впечатление примитивной карикатурности и старомодности, особенно с точки зрения любителя современной зрелищной анимации. Такое впечатление обманчиво: если не обращать внимания на "древность" создания (1950-70-е) и внимательно приглядеться к содержанию, мы увидим массу остроумных приемов, тонких изобразительных решений и смысловую многослойность. "Творчество Брдечки многообразно, и содержание его фильмов год от года углубляется, приобретая поистине философский характер", - писал советский историк анимации С.Асенин в книге "Мир мультфильма". Мультфильмы Брдечки - это притчи и современные сказки, посыл которых актуален всегда. Такая анимация действительно не подвержена старению.

Первая самостоятельная режиссерская работа Иржи Брдечки - романтический экшн "Дирижабль и любовь" (1948), в котором влюбленным приходится убегать от разъяренного претендента на руку красавицы. Главный герой - изобретатель воздушных аппаратов, которые в итоге пригодятся парочке, чтобы буквально приподняться над всеми препятствиями в их любви. В основе изобразительного стиля - творчество чешского художника, иллюстратора Камила Лготака.



"Плохо нарисованная курица" (1963) - сатира на различные явления в сфере образования и культуры. Брдечка доступно показывает недостаток школьного образования, когда точное копирование знаний ценится выше, чем их индивидуальная интерпретация.



"Do lesíčka na čekanou" (насколько я понимаю, это название народной песни, которое я затрудняюсь перевести на русский) - трагическая история, которая случилась в лесу: охотник случайно застрелил свою возлюбленную, после чего с горя убивает и себя. Тем не менее, любовь продолжает жить после смерти влюбленных - на уровне душ. Несмотря на мрачный сюжет, мультик получился не очень грустным, а в конце даже светлым. Здесь и далее Брдечка по-своему обращается с темой смерти, изображая ее в комическом или романтическом ключе.



В том же 1966-м году у Брдечки вышел мультик "Радость любви", который сделан в совершенно другом изобразительном стиле, но по настроению очень похож на предыдущий. Снова мы видим влюбленных, за 7 минут нам показывают романтическую историю их брака. Даже после смерти героев их любовь остается существовать где-то в пространстве.



Если сама смерть не способна уничтожить любовь, то жажда мести легко справляется с этой задачей - такую историю показывает нам Брдечка в мультфильме "Месть" (1968) по произведению французского поэта-романтика Жерара де Нерваля. Здесь присутствует мотив продажи души дьяволу, после чего запускается цепочка разрушительных событий. Главный герой - молодой поэт - выбрал не лучший способ завоевания сердца своей возлюбленной.



Брдечка не забывает о том, что о любви можно говорить не только в романтическом, но в эротическом контексте, и создает мультфильм "Как мудрый Аристотель стал еще мудрее" (1970). Поддавшись женским чарам вместе со своим учеником Александром Македонским, наимудрейший Аристотель понимает, что есть в мире вещи не менее интересные, чем наука и философия.



"О чем я не сказала принцу" (1975) - мультик с подвохом, в основе сюжета лежит сказка Оскара Уайлда "Счастливый принц". Те, кто не читал сказку, знают ее по нашему мультику 1992 года. В одном городе стоит золотая статуя принца, с глазами из сапфиров. Наблюдая вокруг себя нищету и страдания простолюдинов, милосердный принц просит ласточку поделиться с бедняками своей "плотью" - золотом и драгоценностями. В сказке и в нашем мультфильме история заканчивается трагически: статуя теряет свой блеск, птичка погибает. Брдечка создает альтернативный и более приземленный вариант развязки, когда ласточка отказывается помогать принцу, видя, что помощь дает людям лишь временный эффект. Слепое милосердие не улучшит окружающий мир. Вспоминается притча: хочешь помочь голодному - дай ему удочку, а не рыбу.



В мультфильме 1978 года "Любовь" (оригинальное название "Láááska!" я бы перевел как "Вот это любовь!" с оттенком иронии), как и в "Принце", романтика "приземляется", воспринимается с иронией и даже с черным юмором. Одинокий мужчина начинает дружить с паучком, который своими советами помогает главному герою наладить отношения с женщиной. В порыве любовной страсти мужчина случайно давит паучка, чья душа воспаряется в паучий рай.



Разоблачение романтики продолжается в м/ф "Тринадцатая комната принца Меденца" (1980). Здесь Иржи Брдечка показывает, что романтические чувства - ничто в сравнении с физиологической потребностью в еде. Главный герой - принц Меденец - имеет тайную страсть, а именно обжорство, которому регулярно предается в специальной комнате. Однажды принц подавился и умер, чему свидетелем стала его супруга. 15 лет назад Брдечка нарисовал бы романтическую сцену, в которой любовь продолжает так или иначе существовать после смерти тела. К 1980-му году отношение аниматора к этим вещам сильно поменялось: никакой любви уже нет, но есть еда, много еды. Кто же будет ее есть после смерти принца-обжоры? Жена!



***
Хоть мы рассмотрели далеко не все фильмы Иржи Брдчеки, можно увидеть определенный путь художника - от романтика до циника. Можно не соглашаться со взглядами аниматора, но путь сам по себе получился очень красивый: если в первом мультфильме была любовь как полет и возвышение над землей, то затем Брдечка каждый раз находил новый способ притянуть романтику к реальной почве, принизить ее нижнего уровня Пирамиды Маслоу. В тоже время любому фильму режиссера присуща (само)ирония. Подвохи и скрытые смыслы у него везде можно найти, так что романтика и цинизм у Брдечки - вещи относительные. Тем интереснее поразбираться в его творчестве.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments