altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кира Муратова. Часть 1: ТОП-5 недооцененных фильмов

Те, кто видел хотя бы один фильм Киры Муратовой, наверняка, испытывали поначалу некое ощущение отторжения - настолько странным и непривычным казался муратовский антураж, а персонажи - какими-то инопланетными. Кто-то нажимал кнопку "стоп" и со словами "это не мой режиссер" заканчивал просмотр. Зрители же, втянувшиеся в мир Киры Муратовой, были вознаграждены неповторимыми эстетическими переживаниями. Каждое творение Киры Георгиевны - начиная "Короткими встречами" и заканчивая прошлогодней "Мелодией для шарманки" - вызывало ряд восторженных отзывов и признание киноманов, но вместе с тем - беспощадную критику тех, кто "не въехал". Первого и второго было примерно поровну. Лично для меня Кира Муратова - один из любимых режиссеров, и немножко обидно за те ее фильмы, в отношении которых второго было как раз больше, чем первого. Как будто даже преданные ценители ее творчества обходили вниманием некоторые ее работы. Проанализировав статистику с сайтов Кинопоиск, IMDB и РуТрекер, я выделил пятерку фильмов Киры Муратовой, которые, на мой взгляд, имеют незаслуженно низкую оценку или малое количество зрителей.

1."Среди серых камней" (1983)
За что критикуют: слишком мрачно; небрежный монтаж; о чем фильм - непонятно.
Оправдательное слово: Удивительно среди редких отзывов встречать признания, что "Среди серых камней" - лучший фильм Муратовой. Обычно в этом качестве называют "Три истории" или, например, "Короткие встречи". Где-то опубликовано высказывание выдающегося режиссера Алексея Германа (старшего), также отдавшего голос в пользу этого фильма. И я, в общем, солидарен и считаю странную, но очаровательную зарисовку по мотивам рассказа В.Короленко - лучшим творением Киры Георгиевны (наряду с "Астеническим синдромом"). Чем же зацепили всех нас "серые камни"?
Кира Муратова, видимо, сама того не подозревая, создала очень проникновенную атмосферу трущоб и бездомных людей, живущих бок о бок с богатой семьей. Фильм был перемонтирован без ведома режиссера, что удивительным образом только усилило воздействие: отсутствие мягкого перехода из одной сцены в другую словно сталкивает зрителя нос к носу с руинами, склепами, разбросанными облоками камней, острыми и тяжелыми. А обитание в таких условиях беззащитных перед мирозданием людей-бродяг, среди которых есть и дети, вечно голодные и ни разу в жизни не бравших в руки приличной игрушки или куклы, делает изображение очень гуманистичным. Мы как будто готовы полюбить и принять этих безнадежных аутсайдеров жизни, и будь мы на месте хозяина особняка (в исполнении Станислава Говорухина) - с удовольствием бы отдали той больной девочке дорогую куклу.
Понятно, что замысел у Короленко, да и у Муратовой, был немного иной: показать конфликт двух сфер в жизни (по сюжету, два представителя из того и другого мира судятся). Но получилось так, что конфликт вместе с сюжетной линией затерялся где-то "среди серых камней"...





2."Перемена участи" (1987)
За что критикуют: скучно (хотя детектив не должен быть скучным), тяжело прослеживается сюжет.
Оправдательное слово: "Перемена участи" - не экранизация, а как точно заметил один из зрителей - "типа экранизация" детективного рассказа Сомерсета Моэма: адвокат пытается доказать невиновность женщины в том, что она убила своего мужа. Но в руках Муратовой изначальный сюжет - на этот раз сознательно - был отброшен куда подальше. Конечно, такой прием заметно усложнил просмотр большинству зрителей - не каждый из них оказался способен разглядеть за мутными, монотонными сценами какой-то замысел. К тому же действие было перенесно в Среднюю Азию, отчего действие приобрело пустынно-сонный характер. Как у Сальвадора Дали - "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения", у Киры Муратовой "Перемена участи" - полубредовый сон заснувшего в пустыне, вызванный прочтением рассказа Моэма, за секунду до пробуждения. Вот такой эксперимент предложил нам режиссер - и его стоит оценить по достоинству.





3."Чувствительный милиционер" (1992)
За что критикуют: абсурдный сюжет; повторение героями одних и тех же реплик выглядит по-идиотски; и вообще - вроде комедия, а не смешно.
Оправдательное слово: Да, "Чувствительный милиционер" оказался обреченным на коммерческий провал - из-за ссоры режиссера с французским продюссером, в результате которой съемочный процесс пошел на самотек и заметно отклонился от начального замысла. Но нет худа без добра: пожертвовав организационной и отчасти финансовой поддержкой, Кира Муратова получила взамен полнейшую творческую свободу, и мы получили один их чисто "муратовских" шедевров - фильм, наполненный специфическим юмором, изощренную пародию на всевозможные кинематографические жанры. И всё это сделано без злобы и мизантропии (в чем часто обвиняют Киру Георгиевну). Мизантроприя у Муратовой - как мышеловка, на которую ловится зритель, не умеющий или не желающий почувствовать кино, при том, что кино (то есть "Чувствительный милиционер") само по себе простейшее, неинтеллектуальное, не требующее ломаний мозга. Фирменные "муратовские" повторы фраз выводят простоту восприятия на абсолютный уровень - эдакие антимонологи и антидиалоги. Выглядит по-идиотски? Помним о мышеловке...





4."Увлеченья" (1994)
За что критикуют: бессюжетность; странная Рената Литвинова со своими шизофреническими монологами; "чё к чему?"
Оправдательное слово: Будьте готовы к тому, что "Увлеченья" - это Рената Литвинова (плюс немножко лошадок). Так что если вы настроены против этой актрисы, то никакое оправдательное слово вас не разубедит.
У Муратовой получилось очередное "шоу странных людей", хоть и не такое запоминающиеся, как в более известных и почитаемых лентах "Три истории", "Астенический синдром" и др. В "Увлеченьях" меньше деталей, меньше юмора, иронии, больше отстраненных кадров (лошади, скачки, ипподром) и, возможно, слишком много болтовни. Этот фильм получился наиболее эстетичным у Муратовой - и в этом его ценность. Если спокойно относиться к режиссерской манере Киры Муратовой, то можно наслаждаться каждым кадром фильма, просто созерцать этот странный, но имеющий полное право на существование, слегка "двинутый" мир. И вовсе не обязательно вслушиваться в слова - они идут как часть звукового сопровождения. В награду же вам будет парочка ядрёных эпизодов :)





5."Второстепенные люди" (2001)
За что критикуют: кругом какие-то психи, бред и т.п.
Оправдательное слово: "Второстепенные люди" - это (в хорошем смысле) жесть, которую трудно описать словами. Фильм с трудом поддается интерпретации и действительно похож на поток больного воображения. Не будь режиссером Кира Муратова, так бы всё и было. Но всё не так просто: "Второстепенные люди" - вовсе не фильм о психах. Это практически идеально выполненное отражение "нормального" реального мира. В каждой безумной детали фильма отражена реальность, какая она есть. "Нормальные люди" и "психи" - это, по Муратовой, одно и то же. Другими словами, все люди одновременно психически здоровы и больны на голову, и фильм, по сути, показывает, как нелепо и абсурдо разделять мир человеческих существ на эти два противоположных лагеря. Такова кинофилософия Муратовой, с ней можно не соглашаться, но она действительно позволяет увидеть мир по-другому, с нестандартной стороны. Считаю, что "Второстепенные люди" - из тех фильмов, что способны хоть немножко изменить мировоззрение зрителя, сломать устаревшие стереотипы. Этим свойством, кстати, и отличается творчество Киры Муратовой.






Часть 2: пять фильмов, которые могут шокировать
Часть 3: крылатые фразы из фильмов
Tags: Кира Муратова
Subscribe

Posts from This Journal “Кира Муратова” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →