altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Осаму Тэдзука. "Мостик" от Диснея к аниме

Мастера короткометражной анимации, выпуск №86

Осаму Тэдзука - один из самых авторитетных и влиятельных деятелей японской анимации за всю ее историю. Если не самый. Его называют "Богом манги" и "Крестным отцом аниме", хотя, на мой взгляд, эти прозвища не очень ему подходят: первое чересчур пафосное, второе отдает мафиозным оттенком. Глядя на его фотографии, на которых он всегда по-детски позитивный, улыбающийся, хочется назвать его "Золотым мальчиком японской анимации", не отрицая при этом его выдающиеся заслуги в этой индустрии. Не он придумал мангу и аниме, но именно его деятельность способствовала тому, что эти явления японской поп-культуры захватили мир.



Осаму повезло родиться в семье, в которой либерально относились к увлечениям детей. К тому же у отца была коллекция комиксов манга, детям показывали мультики Диснея и братьев Флейшеров. Тэдзука еще в школьном возрасте начал рисовать собственные комиксы. После войны Тэдзука получает медицинское образование - профессия врача обеспечило бы нашему герою устойчивое положение в обществе в послевоенное время, но Осаму понимает, что больше всего ему нравится создавать мангу и мультфильмы, благо был спрос на его работы. О том, как Осаму Тэдзука реформировал сферу производства японских комиксов и анимации в 1950-60-е годы, написано много материалов и снято несколько документальных фильмов. Нас же интересуют его эксперименты в короткометражной анимации.

Экспериментальные короткометражки Тэдзуки, конечно, находятся в тени его мегапопулярного сериала "Астробой" и первого цветного японского мульт-телесериала "Император джунглей" (с которым подозрительно много совпадений можно найти у диснеевского "Короля Льва"). Но сам по себе короткометражный блок позволяет говорить о Тэдзуке, в том числе, как о значимом представителе японской авторской анимации. Основные мотивы его короткометражных мультиков - это подавление личности, ограничение творческой свободы, противостояние природы и человеческой цивилизации. Часто это антивоенные и антитоталитарные притчи. Кроме того в этих работах почти отсутствуют атрибуты японской жизни, мультфильмы "говорят" на универсальном языке образов и ориентированы на международную аудиторию. Тэдзука любит цитировать известные произведения живописи и кинематографа, пряча в свои фильмы своеобразные пасхалки. В общем, начнем по порядку.

В 40-минутном мультфильме "Истории переулка" (1962) одна из таких "пасхалок" - красный шарик, намекающий на французский фильм 1956 года "Красный шар". Как и фильм Ламориса, этот мультфильм в какой-то степени о детстве. Формально главная героиня здесь - девочка, но в центр внимания Тэдзука помещает стену, щедро обклеенную афишами. Постеры создают собственный "виртуальный" мир, в котором нарисованные музыканты, артисты, фокусники живут своей жизнью. Ожившие афиши, изображающие атрибуты культуры разных стран и континентов, символизируют дружное мультикультурное пространство, в котором в идеале мы все должны жить. Место действие не привязано к какому-либо городу и времени, но ассоциации возникают однозначные - это предвоенное время, когда к власти в некоторых европейских странах пришли фашисты. Поверх пестрых афиш появляются портреты диктатора. Вскоре в город приходит война, начинается бомбежка и в финале мы видим жуткие сцены разрушения - не только этой конкретной улочки и города, но и всей цивилизованной культуры. Более того - разрушение детства: вместо добрых мультиков девочка вынуждена наблюдать за дымящимися руинами. "Истории переулка" - мощное антивоенное предостережение Тэдзуки, напоминание о недавних событиях, которые должны многому научить человечество.







1964 годом датируются зарисовка "Память" (сатирический взгляд на особенности человеческой памяти) и еще одно антитоталитарное произведение - "Русалка", которую мы рассмотрим поподробнее. В этот раз Тэдзука предостерегает не от военных разрушений, а от не менее опасного явления - контроля властей над человеческим сознанием. По концепции режиссера, один из признаков зарождающегося тоталитарного общества - стремление системы управлять мыслями, желаниями и мечтами людей. Актуальная тема, не так ли? Ключевая фраза из фильма: "В этой стране не разрешалось мечтать, о чем вздумается". А главный герой "вымечтал" себе прекрасную русалку и подружился с ней - пускай только в своем воображении. Для общество такое поведение индивида оказалось недопустимым, и герой попадает под опыты с целью перевоспитания (точнее, излечения от "вредных" фантазий).







Впечатляющий авторский эксперимент Осаму Тэдзуки - фильм-сборник "Картинки с выставки" (1966), в котором звучит музыка из одноименного цикла Модеста Мусоргского. Структура мультфильма соответствует структуре музыкального произведения: у композитора каждая пьеса соответствует картине, а все пьесы объединены "Прогулкой" - музыкальной темой, символизирующей переход от картины к картине; Тэдзука изображает анимационную картинную галерею, наполняя ее широким историческим содержанием. В нарисованных Тэдзукой картинках узнаются исторические персоны разных стран и эпох - от президента Линкольна до современных рок-музыкантов. На некоторых картинах "камера" останавливается и как бы въезжает в нее, после чего начинается мультик в мультике. "Картинки с выставки" Тэдзуки состоит из "Прогулки" и десяти мультфильмов, в них режиссер по очереди высмеивает социальные явления, которые кажутся ему вредными или глупыми. Здесь есть место антиутопическому и антивоенному эпизодам, кроме того под раздачу попадают медиамагнаты, пластические хирурги, боксерские промоутеры, телезвезды, буддистские монахи и почему-то битники, изображенные в виде невылупившихся птенцов (с намеком на одну из пьес Мусоргского из вышеупомянутого цикла). Особое внимание обратим на эпизод "Садовник искусственного ландшафта", в котором Тэдзука противопоставляет живую природу и "мертвый", искусственный мир мегаполиса. Аниматору явно не по душе развитие урбанизации.







В 70-е годы Осаму Тэдзука плодотворно работает над комиксами, которые затем экранизируются в аниме-сериалах, в том числе и самим Тэдзукой. Следующий период авторской короткометражной анимации начинается в 1980-е годы. В 1984 году вышел мой любимый мультик Тэдзуки - "Прыжок". Некое существо, которое мы не видим (условно - ребенок), прыгает по окрестностям родной деревни, словно кузнечник. В процессе прыжки становятся выше и длиннее, и существо таким образом перепрыгивает весь мир, давая нам возможность наблюдать за ужасами, которые в нем творятся. Аниматор гениально меняет настроение мультфильма - от безобидной детской комедии в начале до предапокалиптического финала. Прыгучее дитя запрыгивает буквально в самый ад!







В фильме можно заметить несколько "пасхалок" - например, такую:



В мультфильме "Кнопка" (1987) Тэдзука вновь поднимает тему замены живой природы искусственным миром. После "Картинок с выставки" человечество ушло далеко вперед в автоматизации и роботостроении - всё это отражено в фильме. Режиссер иронично изображает самого бога, который даже не ожидал, что его творение - Человек - отберет у него функцию сотворения мира, только вот результат будет в лучшем случае нелепый.







Одна из последних работ Осаму Тэдзуки - мрачная философская притча "Мурамаса" (1987) по легенде о проклятом мече. История о круговороте зла и агрессии в человеческом обществе.



На стыке авторской и популярной анимации находятся два незавершенных проекта Осаму Тедзуки - аниме-адаптация манги "Книги льва", состоящей из несвязанных между собой историй, и фильм-симфония "Легенда о лесе". В рамках анимационного проекта "Львиные книги" Тэдзука успел снять только две серии. "Зелёный кот" - фантастический детективный триллер о коте-пришельце, представляющем угрозу для человечества. "Дождевичок" - сентиментальная история о ребенке, который подружился с духом дождя. Вторая серия, на мой взгляд, получилась лучше, она напоминает по настроению ранние мультфильмы Хаяо Миядзаки. Насколько я понимаю, "Львиные книги" должны были стать серией детских мультиков, выполненных в разных жанрах и затрагивающих различные нравственные вопросы на понятном для ребенка языке. Отличаются эти мультфильмы стремительным развитием сюжета, за 15 минут режиссер успевает охватить целую человеческую жизнь.





Грандиозный музыкально-анимационный проект "Легенда о лесе" планировалось сделать в четырех частях (с музыкальным сопровождением симфонии Чайковского), но Тэдзука успел выпустить только две. Обе истории посвящены одной из основных тем творчества Осаму Тэдзуки - уничтожению человеком живой природы. В первой серии героическая белка-летяга пытается спасти камфорное дерево от дровосека (кстати, именно под таким деревом обитал Тоторо из мультфильма Миядзаки). Во второй серии духи леса идут делегацией к бригаде рабочих, которым приказано вырубить лес для строительства промышленных объектов. Главный среди людей недвусмысленно напоминает одного нехорошего исторического персонажа.



"Легенда о лесе" - это не только мощное высказывание на экологическую тему, но и дань уважения Тэдзуки своим любимым аниматорам, на чьих мультиках он вырос и чьи достижения он использовал для развития японской анимации. Мультик про белку-летягу представляет собой своеобразный экскурс в историю ранней анимации. Фильм начинается со статичных рисунков, смена которых примитивную иллюзию действия. Затем мы видим зоотроп - механическое устройство 19 века, создающее эффект мультипликации. Следующие эпизоды сделаны в стилистике пионеров анимации Уинзора МакКея и Эмиля Коля. Присутствует отсылка на "Динозавра Герти" - первую мультяшную звезду. Далее анимация выполнена в стиле Диснея и братьев Флейшеров. Визуальный стиль в обеих сериях ассоциируются с классическими диснеевскими полнометражными мультфильмами - "Фантазия", "Бемби", "Белоснежка и семь гномов". Гениальная задумка Тэдзуки даже в таком виде поражает воображение, а будь она завершена, это был бы шедевр на все времена!





Можно сказать, что Осаму Тэдзука своими работами проложил мост между классической западной анимацией (в первую очередь, диснеевской) и анимацией японской, которая впоследствии вырастет в империю аниме. Благодаря мультфильмам Тэдзуки исследователи аниме-культуры могут проследить связь, которая идет к аниме от Диснея. Что касается авторской анимации, то в этом направлении Тэдзука хоть и не был самой влиятельной фигурой в Японии, все же смог сделать несколько выдающихся работ.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments