altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Уинзор МакКей. Первая звезда-мультяшка

Мастера короткометражной анимации, выпуск №84

Любой мультипликатор начала прошлого века мог претендовать на то, что он в чем-то был первым. Первый рисованный мультик, первый кукольный, первый полнометражный и т.д. Уинзор МакКей хоть и называл себя "изобретателем мультфильмов", делал это, скорее всего, в рекламных целях, а не из-за невежества. Историки анимации назовут несколько имен, которые создавали мультфильмы раньше Уинзора. Главное первенство американского карикатуриста-аниматора заключается в том, что именно он создал первую мультяшную звезду - за несколько лет до кота Феликса и Микки Мауса. Так сложилось исторически, что первым по-настоящему популярным анимированным персонажем стал динозавр. Точнее, динозавриха по имени Герти.



Прежде, чем заняться анимацией, Уинзор МакКей прославился как создатель комиксов, про один из них вы наверняка слышали - это "Маленький Немо", приключения мальчика в Стране Снов. Новую жизнь в популярной культуре этот персонаж получил в конце 80-х, когда вышел полнометражный японский мультфильм, а вскоре и видеоигра для приставки. Впечатлённый кинеографом (блокнот с рисунками, которые при быстром перелистывании создают эффект мультика), который принес домой сын, Уинзор МакКей решает анимировать свои комиксы. Первым его мультфильмом стал как раз "Маленький Немо" (1911), в котором персонажи были раскрашены вручную. Мультик не тянет на полноценную историю, это больше похоже на художественный эксперимент, испытание новых возможностей рисунка.



В 2002 году полное собрание анимационных работ Уинзора МакКея было издано на DVD. Первую половину материала, включающую себя первые три мультфильма МакКея, можно рассматривать как частично игровой и документальный фильм, в котором главный герой - сам МакКей - заключает пари с друзьями о том, что за определенное время он сможет сделать мультик, называя при этом конкретное количество рисунков, необходимых для создания рисованного мультфильма. Каждый раз количество рисунков существенно увеличиваются, соответственно, и фильмы становятся зрелищнее и сложнее. Для "Маленького Немо" потребовалось 4000 рисунков. Если вам кажется, что это много, взгляните на следующие цифры: 10 000 и 25 000. Первая цифра - это "Динозавр Герти" (1914), вторая - "Гибель Лузитании" (1918), вот два главных шедевра Маккея. На их создание уходило больше года.

Динозавр Герти - дрессированная мультяшка

"Динозавр Герти" был не просто мультфильмом, а элементом водевильного шоу, которое Уинзор МакКей показывал в американских кинотеатрах. Это был своеобразный анимационный спектакль, в котором режиссер представал в образе циркового укротителя, а в центре внимания находился "оживленный" бронтозавр по кличке Герти. Укротитель давал Герти команды, та не очень послушно их выполняла. В награду кидал ей нарисованное яблоко. В конце представления МакКей демонстрировал главный трюк: уходил за сцену и "проникал" в мультфильм в виде анимационного самого себя, чтобы залезть в пасть динозавра.



Этот трюк отмечал Федор Хитрук в своей книге "Профессия - аниматор": "Оживленный рисунок - это одно, а когда на ваших глазах человек во плоти вдруг превращается в рисованного человечка и играет вместе с нарисованным динозавром - это и сегодня могло бы поразить зрителей не только детского возраста". С другой стороны, советский историк анимации С.В. Асенин сомневается в художественной ценности подобных трюков: "Для МакКея мультипликация была своего рода фокусом, способом потешить и удивить публику больше экстравагантной клоунадой, чем самостоятельным видом художественного творчества" (из книги "Волшебники экрана"). Фактически так оно и было, но сейчас, спустя сотню лет, очевидно, что художественный аспект был очень важен для МакКея, аниматор заботился о том, чтобы его мультяшки не только развлекали публику, но и несли в себе что-то новое с точки развития популярной культуры. И если в 1914 году Уинзор МакКей представил первую мультяшную звезду, то через несколько лет он показал первый анимационный фильм-катастрофу.

Это что, "Титаник"? Нет, "Лузитания"

"Гибель Лузитании" считается не только первым мультфильмом-катастрофой, но и первой попыткой выражения в анимации серьезных драматических событий. Несмотря на то, что сейчас анимация МакКея кажется в чем-то примитивной (например, "оживление" воды выглядит очень упрощенным, но в то время это было круто), визуальные эффекты, в целом, впечатляют, а некоторые сцены сильно напоминают аналогичные сцены из "Титаника" - кэмероновского и предыдущих фильмов-экранизаций истории эпичной гибели трансатлантического лайнера.




"Титаник" (1997)

МакКей же в документальной манере показал крушение пассажирского парохода "Лузитания" после торпедирования немецкой подлодкой. Один из самых трагических эпизодов Первой мировой войны. Работа аниматора осложнялась тем, что само потопление корабля не было зафиксировано на фотографиях, поэтому пришлось расспросить одного из первых оказавшихся на месте трагедии репортеров. В мультфильме есть немного военной пропаганды с резким осуждением действий немецких военных.

"Сны любителя гренок с сыром": приснится же такое!

Менее известная серия работ МакКея - комиксы "Сны любителя гренок с сыром" (Dream of the Rarebit Fiend) и несколько мультфильмов по ним. Идея серии заключается в том, чтобы показать захватывающие сны совершенно обычных людей, которые перед сном поели гренок - из-за них якобы снятся кошмары. Но гренки такие вкусные, что можно даже пожертвовать спокойным сном. Каждый мультфильм можно рассматривать как прообраз какого-либо популярного киножанра в будущем. Первый мультик из этой серии появился еще в 1912 году - "Как орудует комар". Огромный комар проникает в квартиру спящего мужчины, садится тому на лицо, высасывает кровь, а затем устраивает на носу цирковое представления. Первая часть фильма - практически зоохоррор, ближе к финалу превращающийся в комедию.



Тема насекомых-артистов продолжается в "Водевиле жука" (1921). Человек видит во сне полноценное цирковое представление с участием пауков-акробатов, тараканов-каскадеров, жуков-боксеров и пр.



"Домашний питомец" (1921) - прообраз одновременно гремлинов и Годзиллы. В дом обычной американской семьи проникает милое животное неопределенной породы. После того, как его помыли и покормили (помните правила обращения с гремлинами?), оно начинает быстро расти и пожирать всё вокруг. При этом нельзя сказать, что существо какое-то злое или страшное - вполне симпатичное, просто жутко голодное. Оно само не понимает, что с ним происходит. В конце животное превращается в гигантского монстра, несущего масштабные разрушения по всему городу. Окружающий мир превращается в руины. К счастью, это всего лишь сон.



"Летающий дом" (1921) - удивительное сочетание социальной драмы и космической фантастики. История-сон начинается с того, что мужчина изобретает двигатель, позволяющий ему с супругой вместе с домом буквально улететь от кредиторов. Как отмечает главный герой в титрах, он готов платить по счетам, но не тогда, когда их откровенно грабят. Муж с женой успешно улетают от всех проблем и попадают в открытый космос. Возле Луны они встречаются с гигантским существом, которое пытается прихлопнуть летающий дом гигантской мухобойкой. Что же это за гренки такие??



***
Анимационное наследие Уинзора МакКея включает в себя несколько незаконченных проектов: продолжение истории Герти, мультик про кентавров и "Цирк Флипа" с участием одного из персонажей "Маленького Немо". Карьера МакКея-аниматора закончилась в 1921 году по требованию его работодателя - медиамагната Уильяма Херста, который узнал, что его сотрудник слишком много времени посвящает анимации. Через несколько лет МакКей выпустил новую серию комиксов про Немо. За 10 лет анимационной деятельности Уинзор МакКей сделал многое, повлиявшее на развитие популярной анимации. Это касается не только развития мультяшных персонажей, но и технической стороны процесса. В частности, режиссер использовал разделение труда (для создания тысяч рисунков у него был помощник) и прием, который сейчас называется фазовкой. Кроме того на листах с рисунками ставились отметки для точного совмещения фона и персонажей. Некоторые рисунки использовались несколько раз и т.д. Все эти идеи оказались полезными для ускорения и удешевления производства мультфильмов. Таким образом, МакКей заложил важную часть фундамента, на котором в будущем будут выстроены американские анимационные империи - в первую очередь, диснеевская.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment