altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Теодор Ушев. Анимация как музыкальный видеоарт

Мастера короткометражной анимации, выпуск №82

Теодор Ушев своим прогрессивным творчеством дает повод поразмышлять о том, какой будет анимация через 20-50-100 лет. Давайте прикинем. Во-первых, это будет больше чем оживленные рисунки, куклы или компьютерные 3D-модели. Равную значимость с визуальным действием приобретет музыка, которая до сих пор почти всегда выполняет в анимации хоть и важную, но по сути служебную функцию (например, для создания атмосферы или выстраивания ритма действия). Мультфильм будущего - это произведение, в котором графика и музыка обладают равными правами, как в музыкальном видеоклипе. Во-вторых, почти исчезнет значимость текста, будь то литературная основа, сценарий или закадровый рассказ. Мультфильм невозможно будет интерпретировать вербально - в этом просто не будет никакой необходимости. Мультфильм будет разговаривать со зрителем на своем языке, более эффективном, чем текст, с точки зрения выражения художественных идей. Это универсальный язык образов, где под образом понимается "слово", объединяющее в себе графику, движение и звук. Анимация станет более независимой от кинематографа и приблизиться к тому, что сейчас называется мультимедиа. А может быть будет совсем по-другому.... По крайней мере, описанный выше метод Теодора Ушева, как мне кажется, несет в себе мощнейший потенциал.



Конечно, болгарский дизайнер и аниматор Ушев - не первый, кто пытается объединить движущееся изображение и музыку в некую новую разновидность искусства. Влияние Оскара Фишингера и Нормана МакЛарена тут очевидно, а кроме них оказали влияние на Теодора различные мастера авангардной живописи, режиссеры экспериментального кино (Джени Гейзер, Артур Липсетт), театральные теоретики (Ежи Гротовский, Антонен Арто, Питур Брук). Художественное образование Теодор Ушев получил в родной Болгарии, закончив Школу сценического искусства в Пловдиве и Национальную художественную академию в Софии. Карьеру начинал как дизайнер постеров, затем перешел к дизайну сайтов, иллюстрированию, созданию инсталляций. В 1999 году переехал по приглашению в Монреаль, где располагается один из крупнейших мировых центров анимации - National Film Board of Canada. Правда, Теодор вовсе и не думал о том, чтобы работать в NFB. Анимацией он занялся позже и быстро стал одним из самых талантливых канадских аниматоров и звездой NFB, обладателем множества фестивальных премий. С тех пор Ушева принято называть именно канадским аниматором.

С первого мультфильма Ушев демонстрирует стиль, который можно выразить в виде простой формулы: экспериментальность + зрелищность. Вы можете смело включать его мультики, которые могут показаться непонятными, "арт-хаусными", но вы не сможете оторвать глаз от экрана! Мультфильм начнет разговаривать с вами на том самом языке образов, на интуитивном уровне. Да и просто это очень красивое, завораживающее зрелище с выразительным музыкальным сопровождением. "Человек, который ждал" (2006) - вдохновленный Кафкой мрачный фильм, выполненный в инфернальных черно-красных цветах, под музыку Арво Пярта. "Царица" (2006) - мультик про 6-летнюю девочку из Монреаля, у которой в Болгарии живет бабушка, и девочке хочется, чтобы вся родня жила вместе. Можно предположить, что Теодор Ушел снял мультфильм про свою семью, но подтверждения я не нашел. Здесь звучит музыка канадского композитора Нормана Роже.


"Человек, который ждал"


"Царица"

Ключевое место в фильмографии Ушева занимает трилогия "Tower" - "Drux Flux" - "Gloria Victoria", в которой изображается становление и крушение коммунистической идеологии. Важно отметить, что родившегося в социалистической Болгарии Ушева интересует эстетическая сторона идеологии, а не социально-политическая или историческая. Другими словами, аниматор не претендует на моральную или научную оценку исторических событий, тем более - на разоблачение коммунизма. Теодор Ушев создает достаточно сложную художественную концепцию, которую кратко разъясняет в одном из интервью. "Башня" (2006) изображает искусство на службе идеологий и утопических идей. "Drux Flux" (2008) - это искусство и гуманизм на службе индустрии во всех ее формах. "Глория Виктория" (2012), созданная под влиянием книги "Конец истории и последний человек" Фрэнсиса Фукуямы, отвечает на вопрос: что останется после крушения утопического общества? Останется ненависть, а затем - война.

Эти три работы даже не совсем правильно называть мультфильмами. Их можно назвать музыкальным видеоартом. В основе визуального стиля лежат советская авангардная живопись 1920-х и революционно-агитационные плакаты. Мощную энергетику этим фильмам обеспечивают духоподъемные произведения советских композиторов Георгия Свиридова, Александра Мосолова, Дмитрия Шостаковича. В трилогии Теодор Ушев повторяет эксперименты Оскара Фишингера, визуализируя музыку и соединяя звук и рисунок в единый художественный образ. Только вот у Ушева в распоряжении современные технологии, поэтому его работы оказывают на порядок более мощное воздействие, чем эксперименты немецкого аниматора 100-летней давности.


"Башня"


"Drux Flux"


"Глория Виктория"

Из других работ Теодора Ушева отмечу "Дневники Липсетта" (2010) - документальный мультфильм про канадского режиссера-экспериментатора, который номинировался на премию "Оскар" за одну из своих короткометражек, а однажды отказался поработать с самим Кубриком, когда тот предложил Липсетту сделать трейлер для фильма "Доктор Стрейнджлав". Ушев заинтересовался биографией Артура Липсетта, страдавшего психическими расстройствами и покончившего жизнь самоубийством. В процессе изучения его биографии обнаружилось, что Липсетт жил на той же улице в Монреале, где живет Теодор.



"Манифест крови" (2014) примечателен тем, что нарисован... кровью. Хотя, вероятно, не без помощи компьютерной графики. Мультфильм начинается с того, что сам Теодор Ушев разрезает свою ладонь, затем за кадром начинает рассказывать о своих философских идеях, которые, на мой взгляд, можно спокойно пропустить мимо ушей - изображение здесь более выразительное и понятное, чем закадровая речь (учитывая, что не все знают или воспринимают на слух английский язык).



"Демоны" (2012) и "Сомнамбула" (2015) - анимационные музыкальные клипы без слов, которые дают нам возможность насладиться абстрактным завораживающим действием под музыку Kottarashky (Котарашки) - это болгарский музыкант Никола Груев, исполняющий электронную музыку с этническими балканскими мотивами. Особенно обратите внимание на "Сомнамбулу", созданную под влиянием стихотворения Федерико Гарсиа Лорки "Сомнамбулический романс" и сюрреалистической живописи.


"Демоны"


"Сомнамбула"

Наконец, "Слепая Вайша" (2016) по рассказу болгарского писателя Георги Господинов стала мировым хитом и получила номинацию на "Оскар". Мультфильм нарисован на графическом планшете в стиле линогравюры. В "Слепой Вайше" необычный сюжет: это история о девушке, которая одним глазом видит прошлое, вторым - будущее. Музыку предоставил всё тот же Котарашки.



Теодору Ушеву еще нет и 50 лет, поэтому впереди у него много замечательных работ. Каждый раз он экспериментирует с чем-то новым, не забывая про зрелищность. Из всех современных мастеров авторской короткометражной анимации Ушев, безусловно, является одним из самых передовых и самобытных.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment