altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Зеркальные" фильмы Ингмара Бергмана

У меня в ЖЖ - неделя Ингмара Бергмана, режиссера, исследовавшего человеческие души, в том числе, посредством кино. В его ранних и первых зрелых работах можно заметить такой приём: когда мы видим диалог двух героев, лицо одного из них отражается в зеркале, либо оба персонажа представляются зрителю в отражении. В этом есть своё удобство: таким образом мы можем видеть лица героев, сидящих или стоящих друг напротив друга, вместо того, чтобы видеть чей-то затылок или спину. Но для Бергмана это было бы слишком примитивным. Зеркало и зеркальное отражение - один из ключевых бергмановских символов-атрибутов, ведь зеркало - это один из способов заглянуть в душу человека, что было известно задолго до Бергмана и до изобретения кино...



Зеркало является элементом интерьера почти в каждом фильме шведского мастера. Использовать зеркало для усиления диалогов и подчеркивания психологического состояния героев Ингмар начал почти с самого начала своего творческого пути. Режиссер повторял этот прием из фильма в фильм более десяти лет, пока, наконец, не покончил с ним через эффектно в своем самом известном творении. Думаю, нет смысла вникать в перепетии сюжета, чтобы проиллюстрировать "зеркальность" Бергмана - достаточно привести несколько реплик героев.

1946 год. "Дождь над нашей любовью"
Давид, молодой человек, приходит к господину Хаканссону, чтобы заключить с ним контракт на аренду дома. Пожилой владелец одинок, все родственники почему-то отвернулись от него, и ему остается только рассматривать фотографии с детьми, внуками в надежде когда-либо увидеться с ними.

-Вы живете один?
-Я не один! Эти малыши ждут меня!


1948 год. "Музыка во тьме"
Ингрид, девушка из простой семьи, прислуга в доме молодого, но уже известного музыканта. Кажется, они любят друг друга. Но общество отвергает такие межклассовые отношения.

Старшая горничная: Не слишком ли ты возомнила о себе, девочка?
Ингрид: Нет, я просто хочу понять, какие мои веснушки на ощупь.

1948 год. "Портовый город"
Мать и дочь, их отношения натянуты - из-за отца, который ушел из семьи.

-Отец телеграфировал, что он скоро возвращается.
-Вы разводитесь?
-Нет, мы хотим начать всё по-новому.


1949 год. "Жажда"
Бертиль и Рут - пара. Они вместе возвращаются из путешествия. У каждого из них свой опыт сложных любовных отношений, который они еще не успели переварить. Потому им необходимо время, чтобы притереться друг к другу, и мелкие бытовые проблемы вызывают кратковременные ссоры.

Бертиль: Наши деньги уходят слишком быстро.
Рут: Ты же ими заведуешь. Ты бы видел выражение лица мужчины, когда он достает бумажник.
Бертиль: А ты бы видела лицо женщины, когда он его не достает.

В том же фильме есть параллельная сюжетная линия. Вальберг - своенравная балерина, не желающая подчиняться строгим правилам преподавательницы - госпожи Хенриксон.

Г-жа Хенриксон: Я вижу, какая судьба тебе уготована, дорогая моя. Это видно в твоих глазах, словно наяву. Будешь подписывать контракт?
Вальберг: Конечно, нет! Мы будем составлять свои собственные контракты.

1950 год. "К радости"
Стиг и Марта нравятся друг другу, но никак не могут наладить отношения...

-Ты плачешь? Я никогда раньше не видел, чтобы ты плакала. Ты расстроена?
-Нет, я устала. Устала от тебя.
-Понимаю, я всё испортил.


1951 год. "Летняя игра"
Молодая актриса и актер (постарше) играют в одной театральной труппе. Они не очень близки, но между ними когда-то что-то было... Их профессия им наскучила, да и друг от друга уже устали, но уходить им некуда - они вынуждены лицедействовать до самой пенсии.

Он: Посмотри в зеркало: какое смешное у тебя лицо! Впрочем, и мое тоже...

1952 год. "Женщины ждут"
Ракель - замужем за солидным мужчиной Фредериком. Кай - ее поклонник.

Кай: Фредерик - очень умный человек.
Ракель: А ты глупый.
Кай: Скажи еще, что мне не удалось тебя соблазнить.
Ракель: Тебе меня? Хотела бы я не это посмотреть.

1953 год. "Вечер шутов"
Анна - актриса цирка, Франс - известный театральный актер, опытный соблазнитель.

Анна: Отдай ключ!
Франс: Сначала закончим наши игры!

1955 год. "Улыбки летней ночи"
Успешный адвокат Фредрик пришел к своей давней подруге и бывшей любовнице, певице Дезире, поделиться своими личными переживаниями.

Фредрик: Обешай, что не будешь смеяться, и я расскажу тебе кое-что...

1957. "Земляничная поляна"
Одна из самых проникновенных бергмановских сцен: профессор Борг беседует с фантомом из пришлого - девушкой, в которую он когда-то влюбился, но она предпочла другого. Переживания юности мучают пожилого ученого спустя десятки лет...

-Мне больно!
-Ты ведь у нас профессор. Кому, как ни тебе, знать, как победить боль. Но ты не знаешь. Ты так много учился, а в итоге всем твоим знаниям - грош цена.
Tags: Ингмар Бергман
Subscribe

Posts from This Journal “Ингмар Бергман” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments