altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ёдзи Кури. 50 оттенков абсурда

Мастера короткометражной анимации, выпуск №80

В японской независимой анимации есть свой Крестный отец. Нет, это не главарь якудза. Это художник, автор комиксов и аниматор Ёдзи Кури, его еще называют "плохим мальчиком" японской анимации. Его безумные комедии абсурда выносят мозг и выбивают зрителя из зоны комфорта. В начале 60-х именно он положил начало первой волне японской альтернативной анимации, представители которой оказались более востребованными на Западе, нежели на родине. Ёдзи Кури - звезда мультфестивалей 60-70-х, его смелые экспериментальные работы отлично вписались в эпоху киношных "новых волн", которые прошли по миру с начала 60-х. Конечно, с тех пор появились новые поколения еще более безумных аниматоров, да и мир сильно изменился, поэтому фильмы Ёдзи Кури на сегодняшний день уже кажутся относительно безобидными и не столь актуальными, но остаются вполне свежими и интересными.



Ёдзи Кури с детства любил рисование, но его отец-военный хотел, чтобы сын пошел по его пути. К счастью, молодому художнику хватило упорства, чтобы отстоять свой профессиональный выбор. В начале 50-х Ёдзи переезжает в Токио, увлекается комиксами и сам начинает их рисовать и даже добивается успеха: его работы в конце 50-х получают престижные призы. В начале 60-х три друга-художника, включая Ёдзи Кури, создают творческую группу "Анимационное сообщество Трёх" (Animēshon Sannin no Kai) - это и есть начало первой волны японской независимой анимации. Группа провела несколько фестивалей андерграундного искусства, на которых были представлены произведения японских экспериментальных художников, аниматоров, музыкантов, скульпторов. Возможно, эти выставки выглядели примерно так:


Кадр из экспериментального мультфильма Ёдзи Кури "Ванная" (1970).

В 60-е Ёдзи Кури основательно занимается независимой авторской анимацией, это десятилетие является для него самым успешным и плодотворным в анимации. Анимационный стиль Кури максимально близок к стилю комиксов и карикатур - это "плоский" минималистичный стиль с большим количеством статичных изображений, персонажи изображены по-карикатурному гротескно. Для музыкального сопровождения используются авангардные произведения японских музыкантов-экспериментаторов, включая Тору Такэмицу, Йоко Оно. По содержанию мультики Кури - это абсурд в разных своих проявлениях, от безобидных шуток до извращенных образов, которые у многих могут вызвать отвращение. Разбирать мультфильмы Ёдзи Кури можно именно по этой градации, начиная с легких комедий и заканчивая жестким абсурдом с шоковым эффектом.

Если вы хотите получить порцию легкого юмора, посмотрите "Человек за дверью" (1965) - абсурдную зарисовку из жизни соседей. Хотя в этом мультфильме есть и более глубокий подтекст, который становитя очевидным в контексте всего творчества Кури. Тема спокойной и гармоничной жизни - одна из основных у японского аниматора. Возможно, здесь есть намек на рост плотности населения в японских мегаполисах, когда окружающие люди, сами того не желая, своим активным образом жизни нарушают чью-то душевную гармонию. Социальные или глобальные политические проблемы вовсе не чужды Ёдзи Кури.



Если вы нормально относитесь к черному юмору, посмотрите "Сумасшедшего" (1968) - сборник минималистичных зарисовок в жанре комедии абсурда с элементами черного юмора. Сборники в похожем чернушном стиле в будущем выпускали американские независимые аниматоры Дон Херцфельдт, Билл Плимптон.



Есть у аниматора ряд работ, которых можно условно отнести к абстрактно-сюрреалистической группе. В них используются повторяющиеся символы (яйцо, женская нога), которые наверняка можно истолковать с точки зрения фрейдизма. В этих мультфильмах отсутствует сюжет - это, скорее, набор странных, порой неприятных, образов, создающих атмосферу раздражающего иррационального абсурда. В меньшей степени это касается м/ф "Комната" (1967), "Струна G" (1969), "Стул" (1965), "Ванная" (1970). В последних двух использованы люди и реальные предметы в качестве объектов анимации.


1967 - Комната


1969 - Струна G


1963 - Стул


1970 - Ванная

Градус безумия повышается в мультфильме "AOS" (1964), в котором вас могут шокировать извращенные сюрреалистические образы в духе Сальвадора Дали. Среди поздних мультиков Ёдзи Кури - "Полуночные паразиты" (1972) про фантастических обителей то ли другой планеты, то ли параллельного мира. Аниматор показывает нам крайне неприятный мир, в котором уродливые существа пожирают друг друга и вообще ведут себя извращенно, с нашей обывательской точки зрения. Судя по названию мультфильма, Кури не испытывает симпатий к своим персонажам и вероятно ассоциирует их мир с современным человеческим обществом, в котором многие особи в каком-то смысле также пожирают друг друга. И здесь мы переходим к самой любимой теме Ёдзи Кури.


1964 - AOS


1972 - Полуночные паразиты

Мотив пожирания одним существом другого особенно отчетливо проявился у Кури почему-то в теме межполовых отношений. Какие-то факты из биографии аниматора могли бы прояснить, почему женщины изображены у него столь непривлекательными и крупными, а мужчины - мелкими и безвольными, но пока что этот вопрос подвисает... Очень часто у него персонажи-женщины подавляют мужчин или даже жестоко расправляются с ними. Пожирают, в переносном смысле - с целью максимального слияния с ними. Очевидно, это проекция на реальные отношения между японскими мужчинами и женщинами, и ситуация, на взгляд Ёдзи Кури, выглядит именно так: женщины разбалованные и инфантильные, мужчины слабые, безвольные и тоже инфантильные. Я бы не стал обвинять аниматора в сексизме и мизогинии, потому что представителей обоих полов он изображает одинаково ущербными, да и про иронию не будем забывать. Ёдзи Кури пытается быть художником-психоаналитиком, раскрывающим глубинные страхи людей: страх ответственности, страх одиночества, страх собственной сексуальности, страх быть независимым от мнения общества и т.д. Не буду утверждать, что Кури - мастер психоанализа, но как художник он хорош: его оригинальные образы бьют в цель и пробуждают какие-то подсознательные ощущения.

Что касается непосредственно мультфильмов, то к вышеописанной теме относятся "Человеческий зверинец" (1961) и "Любовь" (1963) - своеобразная дилогия, в которой женщины обращается с мужчинами как с домашними животнымы. С одной стороны, кажется, что женщины утверждают власть над противоположным полом, с другой стороны, в "Человеческом зверинце" мы видим, что те и другие живут в одинаковой клетке, и в итоге никто не получает преимущества от такого межполового дисбаланса.


1961 - Человеческий зверинец


1963 - Любовь

Доминирование женщин над мужчинами Ёдзи Кури изображает в отдельных эпизодах во многих своих мультфильмах. Доходит до откровенного насилия и расчленёнки. Вот такой вот фрейдисткий черный юмор.


1968 - Сумасшедший!

Есть еще у Ёдзи Кури такой замечательный мультфильм, как "Две рыбы" (1968), который обращается к более глобальным проблемам. На мой взгляд, лучшая его работа. Мы уже затрагивали тему перенаселения и нарушения хрупкого душевного равновесия отдельно взятого человека. В м/ф "Две рыбы" мы видим метафорический островок, на котором пытаются наладить спокойную жизнь два человека (мужчина и женщина, но в этот раз тема доминирования здесь отсутствует). Но внешние силы, символизирующие развитие технологий, гонку вооружений, рост мегаполисов, превращают маленький островок в экономический ресурс, который нужно осваивать. Больные для японцев темы - недостаток личного пространства, ухудшение экологий, постоянное давление (физическое и эмоциональное) со всех сторон - раскрываются в этом мультфильме.

.

Еще один повод внимательно рассмотреть этот мультик - эпизод, в котором Ёдзи Кури неожиданно предвидит трагическое событие глобального характера, которое произойдет через 30 с лишним лет после появления мультфильма. Или даже все 40 лет, если учесть, что в 1961 году была первая, черно-белая версия.



***
В 1977 году Ёдзи Кури, судя по всему, прекращает выпускать мультики и уходит в другие направления творчества. В 2012 аниматор получил премию за жизненные достижения на фестивале Animafest в Загребе. На данный момент ему 89 лет - даже в таком солидном возрасте Кури продолжает активно заниматься творчеством, вести Фэйсбук и преподавать анимацию в Laputa Art Anomation School.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments