altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Райнер Вернер Фассбиндер. Часть 4: шесть раритетов

Если заглядывать в фильмографию Р.В.Ф на IMDB, то периодически в ней можно обнаруживать новые наименования. Это говорит о том, что до сих пор не известно точно, сколько же всего он наснимал. Главная сложность составления фильмографии Фассбиндера - это его экспериментальные театральные постановки для телевидения, которые он создавал между кинофильмами. Большинство из этих постановок до недавнего времени были недоступны широкому зрителю, хранились где-то в немецких телеархивах и на ДВД, понятно, не издавались. Была неясность и с авторскими правами. Но в последние годы в интернете начали всплывать оцифрованные записи с видеокассет - так народ получил возможность ознакомиться с прежде неизвестными шедеврами Фассбиндера! Более того, кое-что стало издаваться и на ДВД в наилучшем качестве.
У Р.В.Ф., как известно, нет проходных работ, потому даже самые малоизвестные его телевизионные проекты, безусловно, заслуживают внимания и изучения.

1."Кофейня" (1970)
Райнер Вернер любил делать свои, авторские, постановки классических пьес. "Кофейня" - это пьеса итальянского драматурга 18 века Карло Гольдони. В интернете можно найти черно-белую запись постановки, но, к сожалению, без английских субтитров, тем более - без русских. Так что, не зная текст пьесы или не владея немецким языком, разобраться в действии невозможно. Кроме того, Фассбиндер основательно переработал оригинальный текст. Но художественная ценность "Кофейни" для русскоязычного зрителя от этого не умаляется: Фассбиндер был, помимо всего прочего, выдающимся театральным режиссером, который уделял огромное влияние декорациям, мизансценам, освещению, костюмам и прочим деталям. И даже минималистичный стиль режиссера (в "Кофейне" из предметов на сцене мы видим только стулья - больше нет ничего!) способен удержать наше внимание, зацепить какими-то неуловимыми деталями, и мы с удовольствием следим за игрой актеров, даже не понимая слов. Конечно, созерцание такого фильма - на любителя, но, как минимум, эстетические переживания вам обеспечены.

1970 - Кофейня.jpg

2."Бременская свобода" (1972)
Эту телепостановку я также отношу к раритетам, несмотря на наличие рецензии Сергея Кудрявцева (между прочим, с очень высокой оценкой!), однако этот фильм, вроде бы, не издавался, в кинотеатрах не показывался. В интернете можно найти только несколько оцифровок с кассет. Удивительный факт: "Бременская свобода" имеет самую высокую оценку на IMDB среди всех фильмов Фассбиндера (за исключением "Берлин.Александерплатц"). Объясняется это, видимо, тем, что эта постановка считается редкой и малоизвестной, а те единицы, нашедшие возможность ее увидеть, не могли не оценить высоко это произведение.
Первая половина 19 века, Германия, Бремен. Гейше - молодая замужняя женщина. Претерпев достаточно унижений от мужа и от окружающих, Гейше решает, наконец, самоутвердиться в этом мире, обрести моральную и материальную независимость. Для этой цели она использует один необычный и коварный способ, на который указывает второе название пьесы - "Бременский кофе"...
"Бременская свобода" - это экранизация пьесы, написал которую сам Фассбиндер. В отличие от других фильмов того периода о тяжелой женской участи ("Горькие слезы...", "Марта", "Нора Хельмер" - везде Маргит Карстенсен в главной роли), здесь режиссер обходится минимальным количеством декораций, оставив на сцене лишь несколько предметов мебели и разместив на фоне действия большой экран, на который проецируются кадры с изображением природы, на первый взгляд, никак не связанные с тем, что происходит на сцене.

1972 - Бременская свобода.jpg

моя раздача на RuTracker.org

3."Малолетка" (1973)
"Малолетка" - это социальная драма из подростковой жизни. Тема запретной, точнее сказать - нестандартной, любви Фассбиндера очень интересовала: можно вспомнить "Страх съесть душа", "Катцельмахер" и пр. Только здесь масштаб запретности или нестандартности поменьше: молодой человек и несовершеннолетняя девушка влюбляются друг в друга, заканчивается их роман беременностью, а это уже повод для осуждения их отношений со стороны родителей и общества. Сюжет, в общем, в кино распространенный, хотя для 73 года эта история, возможно, была необычной... Фассбиндеру мало раскрыть социальную проблематику, много внимания он уделяет интимным вопросам, теме сексуального раскрепощения человека. Так что готовьтесь - откровенные сцены присутствуют!

1973 - Малолетка.jpg

раздача на RuTracker.org

4."Мир на проводе" (1973)
"Мир на проводе" - двухсерийный научно-фантастический фильм Фассбиндера, выпущенный и показанный в эфире в 1973 году. Сюжет: Институт кибернетики создал революционный суперкомпьютер - Симулакрон, с помощью которого можно моделировать целые миры и населять их искусственными людьми. Изначально Симулакрон должен был использоваться для благих общественных целях, но глава Института Сискинс начинает осуществлять свои корыстные планы. Помешать Сискинсу, а также разгадать ряд тайн и загадок вокруг суперкомпьютера должен гений компьютерных технологии Фред Штиллер...
Единственный фильм Фассбиндера в жанре научной фантастики с элементами социальной драмы. В фильме показаны такие социальные типы, как начальники-деспоты и подавляемый рабочий класс. Хватает в фильме и иронии: главный герой очевидно смахивает на агента 007. Не случайно первая реплика героя в фильме: "Штиллер, Фред Штиллер". Ну и любовная линия присутствует.
Во время просмотра фильма у вас наверняка возникет ощущение сходства с трилогией "Матрица". Некоторые ее идеи как будто содраны у Фассбиндера: компьютерная реальность, путешествие в виртуальный мир, образ человека, докопавшегося до правды, за которым охотятся "агенты смиты", наконец, идея перемещения с помощью телефона-автомата - может ли это быть совпадением? Только позже я узнал, что "Мир на проводе" и "Матрица" поставлены по одной и той же книге! Даниэль Галуйе "Симулакрон 3". Что же это получается, Фассбиндер на 25 лет опередил братьев Вачовски! Сравнивать эти два фильма, конечно, сложно: разные бюджеты, разные стилистики, разные кинотехнологии... Но, выбирая между Нео и Фредом Штиллером, я свое предпочтение отдаю все-таки последнему :)

1973 - Мир на проводе.jpg

моя раздача на RuTracker.org

5."Нора Хельмер" (1974)
"Нора Хельмер" - это телевизионная постановка Фассбиндера по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена "Кукольный дом". Это одна из 15 постановок этой пьесы за историю кинематографа (если верить IMDB). "Нора Хельмер" - это не просто экранизация классического текста. Прежде всего - это творение Фассбиндера, с его тщательным подбором декораций, костюмов, работой с актерами, с камерой. Великолепная режиссерская и операторская работа. В постановке Фассбиндер не стал отходить от содержания (пожертвовав, правда, несколькими сценами), но изменил тональность пьесы: диалоги, по сравнению с оригиналом, стали более сжатыми, сухими, менее эмоциональными и в то же время - более психологически глубокими. Герои словно постоянно чувствуют некую нервозность, обреченность.

1974 - Нора Хельмер.jpg

моя раздача на RuTracker.org

6."Женщины в Нью-Йорке" (1977)
Снова экранизация пьесы - на этот раз, современной, авторства американской писательницы-драматурга Клэр Бут Льюс. В 1936 году вышла ее пьеса "Женщины", в 1939 Джордж Кьюкор снял по ней одноименный фильм (у нас переведен как "Женские интриги"). Творение Фассбиндера имеет с оригиналом мало общего. Изначально это была комедия, в типичном таком американском духе. Как и с "Норой Хельмер", Фассбиндер немного поменял жанр - на психологическую драму с элементами сатиры. Чем заинтересовала немецкого режиссера история о женщинах высшего общества со своими бесконечными сплетнями, интригами, заморочками? Видимо, тем, что в центре внимания - именно женщины! Здесь нет ни одного мужского персонажа. Природа женственности, как мы уже знаем, Райнера Вернера очень сильно интересовала. И американская пьеса стала для него отличной возможностью в очередной раз залезть в глубины женской психики и показать, насколько она может быть неприглядной при всей внешней красоте героини. Поэтому режиссера критиковали за то, что фильм получился каким-то анти-женским. Насчет "анти" - это, мне кажется, преувеличение.

1977 - Женщины в Нью-Йорке.jpg

раздача на RuTracker.org
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments